Зомби с Крайнего Севера

Дальний Север – место загадочное и мистическое. Сакральные представления его коренных жителей кардинально отличаются от всего, что привычно европейцам-христианам. Здесь каждая рощица, каждый водоем и самая небольшая горушка имеют своего духа-покровителя. Подавляющее большинство этих сущностей имеет весьма зловредный характер, и местное население, якуты, веками учились жить с ними в мире и согласии.

Якутский зомби

Деретником может стать труп, в который вселился злой дух. Случается это чаще всего с шаманами, завещавшими свое тело демонам. Или – по какой-то причине оказавшимися в долгу перед злыми силами. Восстать в таком виде может также и самоубийца или человек, поглощенный мощными и злобными абасы — злыми духами.

Такие зомби-деретники о себе, прижизненном, как правило, ничего не помнят, а их тело разлагается в обычном режиме (так что плоть, как в фильмах ужасов, может отваливаться буквально на ходу), внятная речь им не доступна, движения отличаются рывками, а единственные их интересы – убить и сожрать.

Юер - неупокоенный дух

Зомби с Крайнего Севера

Юер, хоть и похож по всем признаком на зомби, скорее является неупокоенным духом. По легенде, им может стать кто угодно, дело лишь в намерении. Согласно верованиям якутов, в момент смерти к каждому человеку приходит дух, который осведомляется, готов ли опрашиваемый покинуть Землю или хочет остаться в кругу людей. Если выбор сделан в пользу первого предложения, то умерший отправляется дальше в мир иной. Но иногда покойник хочет любой ценой остаться в этом мире. И тогда его ждут жуткие последствия. С энергетической оболочки человека сдирается кожа (по некоторым представлениям – только с лица), его голова разворачивается на 180 градусов – и «кандидат в юеры» отправляется к живым. В нашем мире он скитается неподалёку от места своей смерти, страдая от холода и подкарауливая случайных путников с самыми недобрыми намерениями.

Кстати, у якутов отношение к самоубийцам еще более неприязненное, чем у христиан. Человека, прибегнувшего для решения проблем к суициду, юером потусторонние духи могут сделать без всякого желания с его стороны.

Человек, не решившийся пойти положенным путем, получает вовсе не то, на что рассчитывал. Становясь юером, он как бы и возвращается к людям, но вынужден жить в заброшенных хижинах либо пещерах, причем удалиться далеко от места своей смерти не в состоянии. Яркие солнечные лучи приносят ему боль (фактически, как легендарным вампирам). Духу постоянно смертельно холодно, его терзают упадок сил, депрессия и, мягко говоря, плохое самочувствие. Так что очень быстро бывший человек озлобляется на весь мир, и в первую очередь – на живых. Винить себя за свой выбор он не может, поэтому начинает отыгрываться на тех, кто остался на земле. Поначалу его останавливают от нападений моральные принципы и/или страх. Но чем дольше дух остается в таком пограничном состоянии, тем слабее становятся барьеры. И рано или поздно он начинает нападать на живых людей.

Легенды говорят, что днем юер прячется под водой или под землей, в норах и пещерах, а ночью идет на охоту. При этом он возвращает свой прижизненный облик, дополненный сверхъестественной убедительностью. Когда намеченная жертва впускает его в дом, злобный монстр превращается в нечто звероподобное и покрытое шерстью. Согласно преданиям, убить его обычный человек не в состоянии, нанесенные юеру раны могут заставить его отступить, но ближайшей же ночью чудовище вернется.

Зомби с Крайнего СевераВ отличие от вполне материального деретника, юера уничтожить практически невозможно. Тот, кто стал объектом внимания не упокоенного духа, будет вынужден проявлять постоянную бдительность от заката до восхода. Что в условиях полярной ночи, в общем-то, нереально. С другой стороны, якуты говорят, что юер нападает только в доме. И если вообще не пускать посторонних на свою территорию, то злобный дух ничего не сможет сделать, пусть и будет постоянно мотать нервы.

К счастью для жителей Крайнего Севера, юеры не вечны. Со временем они теряют свои силы и способность к материализации. Правда, на это могут понадобиться десятилетия, а в отдельных случаях и века. От чего зависит срок их «послежизненного» существования, якутская мифология умалчивает. Возможно, это знали шаманы, но их в глобальном масштабе уничтожали на заре советской власти.

Что же происходит с юером после окончательного развоплощения? Точных указаний на это в якутских мифах нет. Но если верить косвенным намёкам, душа, исчерпавшая срок существования в виде юера, идет по первоначальному пути, от которого отказалась в первый раз.

Смерть и отношение к юерам

К смерти многие народы относятся крайне негативно. В основном потому, что неизвестно, чего можно ожидать за жизненным порогом. Но якуты боятся именно юеров. Ведь согласно поверьям, даже приснившийся юер (хоть при жизни, к примеру, он был очень близким тебе человеком) наяву тянет жизненные соки из сновидца. И лучше всеми силами избегать встречи с такими сущностями. В связи с этим до сих пор в Якутии практикуются так называемые «сундучные вечера». Во всяком случае, в деревнях и стойбищах. По обычаю вечером того дня, когда в селении умер человек, нужно вести себя тихо, веселье отложить «на потом» и стараться находиться в обществе – в кругу семьи, с друзьями или хотя бы за общим столом. Все потому, что за душой покойного под вечер приходят «оттуда». А вместе с духами-провожатыми через проход могут заглянуть на огонек и посторонние сущности, которых очень привлекает шум. Чем может закончиться встреча с ними, неизвестно, но ничего хорошего от нее явно ждать не стоит – возможно, именно этот умерший человек станет злобным зомби-юером.

Как избежать воплощения злого духа

Зомби с Крайнего СевераСогласно верованиям местных, едва тот, кто предположительно может восстать в виде злобной нежити, умрет, у него требуется отрезать голову. Тело хоронится сразу же, без гроба и савана, причем труп следует положить на живот, а голову разместить между ног, набив рот землей. Засыпав могилу грунтом, могильщик должен как можно быстрее покинуть это место: зомби не сразу теряет свои силы и в первые часы после похорон может вырваться из плена земли. Зато спустя сутки правильно похороненный «претендент в зомби» становится абсолютно безопасным.

Кстати, если ночью на Севере незнакомец умоляет вас открыть дверь, подумайте дважды. Легенды гласят, что за дверью может оказаться юер. А это – не тот персонаж, которому стоит оказывать гостеприимство.

Кстати, если вам когда-нибудь доведется путешествовать по Якутии, не вздумайте произносить вслух название местности, где вы находитесь впервые. Особенно, если эта местность относительно безлюдна. Считается, что этим вы оскорбляете духа, который покровительствует окружающему пейзажу, и он может выразить свое недовольство довольно неприятным образом. Несмотря на послабления, вызванные наступающей цивилизацией, нарушение этого правила может вызвать негативную реакцию со стороны местных жителей.

Зомби с Крайнего Севера

Не трогай кэрях!

Якуты хорошо знают умонастроение всех потусторонних личностей, которые обитают вокруг. И на входе в особо значимые местности (сакральные или, напротив, темные) обязательно имеются деревья, на которых положено оставить подношение. Это может быть конфетный фантик, денежная купюра или монетка. И если путешественник уважит традицию, он без приключений минует опасное место. Впрочем, если он не в курсе дела и просто полюбуется кэряхом (священным деревом), особых проблем в дороге тоже не получит. Но вот если скептик проявит неуважение, к примеру, оберет с веток подношения своих предшественников, пути ему не будет. Можно посмеяться над этим обычаем, сочтя его суеверием, но все это проверено многими поколениями на собственной шкуре. Не хочешь привлечь к себе пристальное внимание злобного абасы – не трогай кэрях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.