Анализ стихотворения “К Чаадаеву”

Пушкин к Чаадаеву

Произведение А.С. Пушкина “к Чаадаеву” было создано в 1818 году, в ранний период творчества поэта. Оно наполнено романтикой свободолюбия и протеста. Автор обращается к своему другу, убеждая того, что “души прекрасные порывы” не напрасны. О каких же порывах идёт речь?


Чаадаев – яркая личность в российской истории. Многие считали его примером нравственного идеала своей эпохи, а после публикации философского труда, критикующего прошлое и и настоящее России, противоречащего идее самодержавия – «государственным сумасшедшим». Журнал, который осмелился напечатать это сочинение, был со скандалом закрыт. Это но это произошло лишь в 1836 году. Что же было ранее?

Юный Чаадаев не зря считается прототипом Евгения Онегина. Богатый наследник состоятельной семьи, Пётр Яковлевич получил великолепное образование, отлично танцевал, утончённо одевался и был мастером светской беседы. Внимание множество женщин, эрудиция и острый независимый ум сделали этого человека в какой-то степени пресыщенным и высокомерным. К моменту встречи с Пушкиным он уже успел показать себя и на войне, в том числе в Бородинском сражении, и получить боевые награды: орден св. Анны и Кульмский крест. В свете увиденного и пережитого неизбежно произошла переоценка жизненных и духовных ценностей. Для понимания всей глубины переживаний стоит попытаться представить себе и то ощущение ужаса, которое охватило русское «мыслящее общество» в момент сдачи Москвы, и страшное бегство — знаменитый «исход» из нее и, казалось, неодолимое движение наполеоновских полчищ. И сомнения в судьбе империи. Надо представить себе страну на грани катастрофы — национальной катастрофы. 19 марта 1814 г. русскими войсками был взят Париж. Ближайший друг Чаадаева И. Якушкин писал впоследствии: «Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи”. С тех пор Чаадаев (и не только он) всё больше размышлял над судьбами мировой истории, над общекультурными процессами и социально-политическими проблемами своей родной страны. К сожалению, размышления эти нигде не записаны.

Да, Пётр Яковлевич был философом и никогда не хотел становиться писателем. Но авторитета Чаадаева, “самого блистательного из молодых людей в столице” было вполне достаточно, чтобы влиять на общество напрямую. Он был ярчайшим лидером общественного мнения.

“Его разговор и даже одно его присутствие, — рассказывал один из современников Чаадаева, — действовали на других, как действует шпора на благородную лошадь. При нем как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался»

В 1816 году в доме Н.М. Карамзина в Царском селе А.С. Пушкин и познакомился с Чаадаевым, который оказал на него столь же отрезвляющее и вдохновляющее действие. Они беседовали не только о литературе, но и о политике, затрагивая глубокие философские темы. Согласно воспоминаниям Я.И. Сaбурoвa, Чаадaeв влиял на Пушкина  “изумительно. Он заставлял его мыслить”.
Именно Чаадаев убедил Карамзина заступиться за Пушкина перед императором, когда поэту в 1820 году грозила ссылка в Соловецкий монастырь.

“В минуту гибели над бездной потаённой
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой… ”

На протяжении нескольких лет Пушкин посвятил другу ещё несколько стихотворений («В стрaнe, гдe я зaбыл трeвoги прeжниx лeт» (1821), «К чeму xoлoдныe сoмнeнья» (1824), “К портрету Чаадаева” (1820).

Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву”

Тема стихотворения – стремление к свободе и борьба с “самовластьем”, надежда на то, что Россия когда-нибудь “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, на контрасте. Первая часть повествует о прошлом, которое автор считает юношеской наивностью. Вторая говорит о настоящем, а третья – о будущем. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, логически закольцовывая композицию.

Жанр – стихотворное послание другу, которое читается посланием ко всему обществу, жанровое новаторство Пушкина

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрёстной рифмой

Метафоры – “горит еще желанье“

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“

Сравнения – “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”

Оксюморон – “тихой славы“.


Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

А что думаете Вы?

Please enter your comment!
Please enter your name here