Чудь белоглазая: тайна мистического народа


Согласно преданиям, распространённым на севере России, этот загадочный народ ушёл под землю столетия назад – но не бесследно. Легенды наделяют чудь то особыми знаниями, то мистическими способностями, позволяющими им жить в недосягаемости от людей, но появляться среди нас по своему желанию. Само слово “чудь” как будто намекает на нечто чудесное и таинственное.


Чудь белоглазая исстари была популярной темой фольклора разных по языковой принадлежности, но  близких между собой народов – русских, финно-угров, алтайцев и сибирских татар. Причём упоминались эти люди не только в его высоких жанрах (мифах, легендах, сказках), но и в былинах и даже в анекдотах. Некоторые историки по праву сравнивают чудь белоглазую с индейским народом майя, которые также, как и она, появились неизвестно откуда, создали высокоразвитую цивилизацию и также не пойми куда исчезли.

В одном современные учёные соглашаются: народ, называемый “чудь”, когда-то существовал. Эти люди уже жили на территории современной России, когда там появились славяне и финно-угры. Они упоминаются в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Из летописей нам известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый напал на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это крупный город в Эстонии – Тарту. По всей территории России существует масса топонимических свидетельств существования загадочного народа. Но сам он – исчез. И это одна из самых странных загадок нашей истории.

Николай Рерих: "Сожжение тьмы"
Николай Рерих: “Сожжение тьмы”

Чудь белоглазая – кто они?

Несмотря на то, что предания о чуди белоглазой создавались разными народами, в нескольких конкретных деталях они  повторяют друг друга. Первая такая деталь – это  низкий рост чуди, искривлённые конечности (в сказаниях коми у чуди белоглазой вообще гусиные ноги, но, скорее всего, это позднее заимствование из европейского фольклора про гномов) и белый цвет радужной оболочки глаза. Вторым общим моментом в легендах о чуди было её постоянное проживание под землёй, но то, как они туда попали, является предметом споров: одни легенды говорят, что чудь белоглазая жила под землёй изначально, другие – что чудь ушла туда в XV – XVI веках от усиливавшегося гнёта московских царей (или принудительной христианизации?). Но даже среди современных жителей Урала и Пермского края ходят слухи о встречах с невысокими белоглазыми существами, которые помогают заплутавшим в лесах путникам.


Николай Рерих: "Чудь под землю ушла"
Николай Рерих: “Чудь под землю ушла”

Куда они ушли?

Согласно сохранившимся преданиям, чудь ушла под землю, в пещеру или землянку, которая потом была обрушена. Таким образом, это было массовое самоубийство.

Старожил Верхнего Уймона Л.О Огнёв рассказывает: «Поняли люди, что надо им будет идти к Белому царю. Не захотели люди ему подчиняться за то, что он преследовал праведников. Выкопали они большие-пребольшие ямы, поставили в ямы столбы, на столбы крышу, навалили на крышу камней и земли, а потом притащили в яму весь свой скарб, загнали туда же скотину, привели все свои семьи и подрубили столбы. Эти ямы можно и сейчас в Уймоне за притором увидеть. И долго ещё народ находил в этих ямах самые разные вещи. И называли эти ямы у нас в Уймоне чудью».

Аналогичную историю, как ни странно, рассказывают в посёлке Афанасьево, в Кировской области “И когда стали появляться по течению Камы другие люди, эта чудь не захотела общаться с ними. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег”.

По другой версии, “уйти жить под землю” значило переселиться в землянки, покинув прежние места и скрывшись от мира. Но в этом случае целый народ исчез на удивление бесследно.

Наконец, стоит рассмотреть фантастическую версию. Легенды говорят, что чудь, обладая волшебными способностями, ушла в другой мир, чтобы скрыться от зла и несправедливости, воцарившейся в нашем мире. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, по рассказам исследователей и охотников, можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в неведомый подземный мир. Воду из них они не берут никогда.

Неудивительно, что чудью интересовался русский художник и мистик Н.К. Рерих. Результаты его изысканий – легенды о чуди, сохранившиеся в народе. И здесь финал более оптимистичный:

«Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда Белый Царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая берёза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым Царём. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. — Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами». (Рерих Н.К. “Шамбала”)

В легендах уральских народов, чаще других имевших дело с полезными ископаемыми, чудь белоглазая предстаёт создателями невиданных по красоте и богатству подземных городов, битком набитых сокровищами. Откликом на эти придания, очевидно, является Хозяйка Медной Горы, которую описал фольклорист П.П.Бажов.


Жертвы остеоартроза?

Кто-то пытается объяснить загадку чуди с медицинской точки зрения.

В начале ХХ века русский врач Евгений Бек описал «уровскую болезнь», названную так по реке Уров в Забайкальском крае, где она встречалась чаще всего. Это заболевание, поначалу принятое за эндемичное, выражалось в деформации суставов и костей, задержке роста, проблемах со зрением и других патологиях развития. Долгое время природу уровской болезни не могли понять (выдвигались теории о вирусной или бактериологической природе этой болезни, о воздействии неизвестного источника энергии, о паразите-эндемике Уровской впадины, о генетической аномалии и т. п), пока не был сделан химический анализ воды из этой реки. Выяcнилось, что содержание стронция в реке Уров в сотни раз превышает норму, допустимую для человека, но главное – описания больных уровской болезнью довольно точно повторяли описания представителей чуди белоглазой, известные до этого по мифам и легендам. Искривлённые конечности, “утиная” походка и невысокий рост – в стародавние времена из-за плохих условий жизни эта болезнь была очень распространена. Хотя белые глаза в число её симптомов не входят.

На Урале с его большим количеством месторождений стронция уровская болезнь была довольно распространённым явлением. Поскольку она делала человека безнадёжным инвалидом, то перед людьми, постоянно живущими впроголодь, вставал нелёгкий выбор: либо убить такого больного, либо изгнать его из дома. В Забайкалье, где проблемы нищеты и безземелья не стояли так остро, такой вопрос никогда не поднимался – больной оставался жить в семье. Может, поэтому здесь и не возникло легенд о «чуди»?

Но на Урале и европейском Севере изувеченные уровской болезнью были обречены прятаться в пещерах и заброшенных шахтах (отсюда и легенды о подземных жителях), и копить в себе ненависть к тем, кто обрёк их на такую страшную жизнь Могли ли эти люди, страдающие от недуга и изгнанные своими родными объединяться в группы, строить свои поселения и производить впечатление отдельного народа? Сомнительно…


Что говорит наука?

Исторические свидетельства говорят о том, что народ, именуемый “чудь”, действительно существовал.  Они упоминаются в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Из летописей нам известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый напал на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это крупный город в Эстонии – Тарту. По всей территории России существует масса топонимических свидетельств существования загадочного народа. Но сам он – исчез. И это одна из самых странных загадок нашей истории.

Историки предполагают, что чудью могли именоваться социальные группы, которые вели себя обособленно и оставались “чуждыми”. А  светлые глаза вполне могли сойти за белые. Вероятно, чудь не знала письменности, поэтому до нас не дошли ни летописи, ни другие документы, проясняющие подробности их культуры и дальнейшей судьбы. Историки установили, что народ, называемый новгородцами “чудью заволоцкой”, проживал в бассейнах рек Мезени и северной Двины, по берегам Пушмы, Юга и Лузы. При этом ничего фантастического и невероятного о них не сообщается.

Скорее всего, эти люди просто растворились среди русских и других соседних народов. Быть может, кровь загадочного народа течёт в нас самих?


Комментарии: