Биография и интересные факты о Рене Декарте

Хотя Рене Декарт работал в разных областях науки, нам он известен прежде всего как философ и математик. Французский учёный создал прямоугольную систему координат, которая также известна как декартова система координат. Ходят слухи, что он придумал эту систему, лежа в постели и наблюдая, как по потолку ползает жук. В целом о его персоне известно много интересных фактов, в некоторые из которых просто трудно поверить.
Содержание скрыть 1Интересные факты 2Биография 3Работа 4Декарт: о животных
Интересные факты
- Рене Декарт любил поспать. Говорили, что он никогда не просыпался раньше 11 утра, спал по 12 часов в сутки и часто работал лёжа в постели. Несмотря на “потерянное” время, будущему философу ещё в школе разрешили прогуливать, поскольку он всё равно оставался отличным учеником.
2. Декарт считал, что ему снились пророческие сны, побуждающие искать знания. Он утверждал, что, следуя этим видениям, достиг успехов в аналитической геометрии.
3. Никто не называл его Рене. Более привычным для него было прозвище “Пуатевен”, а сам он подписывал письма как “дю Перрон.” Он даже иногда называл себя лордом Перроном, потому что унаследовал ферму от семьи своей матери в Пуату, на западе Франции
4. Декарт был лицензированным юристом, но никогда не практиковал, предпочитая науку и философию.
5. У Декарта никогда не было семьи. Была лишь одна незаконнорожденная дочь Франсин, рождённая служанкой по имени Хелена Янс ван дер Стром. Девочка умерла в возрасте пяти лет от скарлатины, что учёный считал величайшей трагедией своей жизни.
6. У Декарта был девиз, который он позаимствовал у Овидия: “хорошо живёт тот, кто хорошо прячется”. Переехав в Нидерланды, он регулярно менял квартиру и намеренно держал свой адрес в секрете. Может быть, он просто хотел уединения для своей работы. В своей книге “Декарт” философ А. К. Грейлинг высказывает еще одно предположение: Декарт был шпионом иезуитов.
7. Декарт был первым, кто представил неизвестные математические значения как x, y и z.
8. В 1628 году Декарт переехал в Нидерланды и девять месяцев упорно работал над теорией метафизики. Но в 1629 году рядом с Римом было замечено несколько ложных солнц, называемых паргелиями, или “солнечными собаками”. Потрясённый этим явлением, Декарт забросил трактат по метафизике и посвятил свое время объяснению феномена. Так появился “Трактат о свете”.
9. Испуганный арестом Галилея за его “еретические” публикации, Декарт стал более осторожным со своими собственными сочинениями. В 1633 году он даже решил не публиковать одну из своих работ “Трактат о мире”. Это не помогло: неодобрение со стороны церкви с годами становилось всё сильнее.
10. Декарт считал, что душа человека расположена в шишковидной железе.
11. Швеция, куда Декарт переехал незадолго до смерти, была протестантской страной. И, поскольку Декарт был (или казался) набожным католиком, его первоначально похоронили на кладбище для некрещеных младенцев. Лишь спустя 17 лет останки были перенесены в Париж.
12. По официальной версии учёный умер от пневмонии, но есть версия, что он был отравлен. Симптомы его болезни подозрительно похожи на те, что бывают при остром отравлении мышьяком.
13. “Cogito ergo sum”. Большинство людей, даже далёких от философии, знают эту знаменитую цитату Декарта: “Я мыслю, следовательно, я существую”, означающую, что философское доказательство существования основано на способности формировать мысль.
14. Родной город Декарта – Лаэ – теперь называется его именем.
Биография
Во Франции, в департаменте Турень, есть небольшой древний город Лаэ. Там, в дворянской семье, 31 марта 1596 г. родился будущий философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт. Он не помнил своей матери, которая умерла вскоре после его рождения. Рос Декарт хилым, слабым здоровьем ребенком под присмотром бабушки по материнской линии.
Когда Рене исполнилось 8 лет, отец отдал его на полное содержание, обучение и воспитание в только что основанную в городке Ла-Флеш иезуитскую школу.
По традициям дворян, Декарт готовился к военной карьере: изучал историю войн, фортификацию, фехтование, закалял свой слабый организм гимнастикой и тому подобное. Но на момент окончания школы ему было всего 16 лет и о военной службе не могло быть речи. Отец надеялся, что сын вернётся в поместье, но тот вдруг исчез.
Лишь ближайшие друзья Декарта знали, что он, поселившись в пригороде Парижа, самостоятельно дополняет свое образование— изучает философию, естествознание и математику.
В 1617-1618 г. Декарт нанялся на военную службу к принцу Морицу Оранскому, нидерландскому штатгальтеру, и принимает участие в тридцатилетней войне.
Во время стоянки на зимних квартирах в небольшом голландском городе с ним произошел случай, который толкнул его на путь углублённого изучения математики. Однажды Рене увидел толпу людей на улице, которые читали наклеенное на стене дома большое объявление на фламандском языке.
Декарт обратился к незнакомцу с просьбой перевести его содержание. То был профессор математики Бекман, который с интересом осмотрел молодого солдата и сказал, что это — публичный вызов на соревнования в решение сложной геометрической задачи. Однако юноша не успокоился и попросил все-таки перевести текст, чтобы знать, о какой именно задаче идет речь. Удивленный профессор выполнил просьбу солдата, дав ему свой адрес, и попросил зайти, если он решит задачу.
А утром следующего дня Декарт принес Бекману свое решение. Удивленный и растроганный профессор предложил юноше бесплатно обучать его математике, на что Декарт охотно согласился. В течение двух лет он изучал математику под руководством наставника.
Декарт ещё некоторое время принимал участие в войне, но впоследствии отказался от военной службы. Возможно, причиной этого была смерть отца, который оставил в наследство сыну богатые имения. Продав унаследованное имущество, Декарт, как богатый дворянин-путешественник, посетил королевские дворы в Гааге и Брюсселе, путешествовал по Италии.
В 1625 г. Декарт вернулся в Париж, где встретил своего товарища по иезуитской школе Мерсенна. Тот не только интересовался наукой, но и сделал уже много полезного для организации совместной работы ученых. Раз в неделю философы и ученые собирались на квартире у Мерсенна, вели научные диспуты, спорили по поводу результатов своих научных поисков, обменивались мнениями по самым разнообразным вопросам, которые их интересовали.
Декарт стал активным участником кружка Мерсенна и охотно принимал участие в диспутах. Он много думал о месте и роли человека в общественной жизни и устройстве мира. Мышление и речь, считал Декарт, является, в свою очередь, признаком души, дарованной человеку высочайшим существом — Богом. Бессмертный, вечно живой Бог, по мнению Декарта, не создал материю (природу), но мудро управляет ею по законам, которые должен исследовать человек силой своего ума.
Итак, как ученый, математик и физик, Декарт был материалистом, а как философ был дуалистом (то есть он исходил из признания двух основ, которые не сводятся друг к другу — материальной и духовной). Его смелые мысли о природе, науке и место человека в мире находили все больше сторонников. Авторитет Декарта начал быстро расти.
На то время его учение было слишком прогрессивным, ибо подрывало христианское вероучение, по которому планеты, солнце, луну, звезды создал из ничего именно Бог. Против учения Декарта выступили реакционные силы, возглавляемые представителями католической церкви. Было выдвинуто обвинение в атеизме.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
Декарт вынужден был в 1629 г. покинуть Францию и уехать в Нидерланды— протестантскую страну.
Однако и там он встретился с притеснениями со стороны протестантских богословов. Чтобы как-то отвлечь их внимание от своего лица, ученый в течение двадцатилетнего пребывания в Нидерландах десять раз переезжал из одного города в второй, ездил в Данию, Англию.
В конце сороковых годов, когда слава Декарта как ученого уже звучала по всей Европе, он начал переписку с королевой Швеции Кристиной. Королева сама интересовалась наукой и пригласила Декарта помочь ей организовать в столице академию наук. Ученый согласился и в 1649. переехал в Стокгольм.
Там он работал над созданием устава академии, а также ежедневно занимался обучением самой королевы. Однако суровая природа страны оказалась губительной для здоровья Декарта. Возможно, сказался и недостаток сна: привыкшему поздно вставать учёному теперь приходилось отправляться во дворец затемно. В результате первой же зимой он простудился и умер от воспаления легких – 11 февраля 1650 г.
Только через 16 лет после смерти Декарта французское правительство дал согласие перевезти гроб с телом покойного до Парижа. Гроб торжественно установили в Пантеоне рядом с могилами других выдающихся людей страны, однако запретили произносить в честь ученого любые речи. Ещё долго, до конца XVII века, его взгляды не одобрялись.
Работа
Математические исследования Декарта связаны с его философских взглядов на природу и науку о ней. Природой материи, учил Декарт, является её трехмерная объемность (длина, ширина и высота), а важнейшей особенностью объектов природы является их подвижность, а также то, что они состоят из отдельных, взаимосвязанных в таком движении частей. Эти свойства объектов природы как материи и должна исследовать математика, отражать их своим языком, а для этого надо совершенствовать методы исследования.
Математика, как полагал Декарт, должна стать универсальной наукой, содержанием которой должно быть всё то, что можно подсчитать или измерить. Поэтому математику необходимо построить на едином аналитическом методе, который отражал бы количественные изменения вечно движущейся материи.
Свои идеи Декарт изложил в сочинении “Рассуждение о методе”, который был издан в 1637 г. В следующей работе “Геометрия” ученый показал как можно применить алгебру к геометрии. Введя понятие зависимой и независимой переменной, учёный заложил основы новой области математики — аналитической геометрии.
Аналитическая геометрия дает возможность выражать геометрические объекты и соотношения между ними с помощью уравнений. Создались предпосылки для разработки вопросов математики переменных величин, создание анализа бесконечно малых. Ф. Энгельс в сочинении “Диалектика природы” так оценил этот шаг в развитии математики: “Поворотным пунктом в математике была Декартова переменная величина. Благодаря этому в математику вошли движение и тем самым диалектика, и благодаря этому же стало немедленно необходимым дифференциальное и интегральное исчисление, которое тотчас и возникает, и которое было в общем и целом завершено, а не изобретено, Ньютоном и Лейбницем” (Кол. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, Полет. выдал Украины, К-, 1965, стр. 531).
Важнейшим достижением Декарта было создание нового метода математического исследования — методу координат.
Вопросами аналитической геометрии занимался и современник Декарта — выдающийся математик Пьер Ферма (1601-1665). Однако Ферма не публиковал работ по математике. Свои математические исследования и мнения о свойствах чисел учёный записывал на разрозненных клочках бумаги и даже на полях книг, которые читал дома, а иногда и во время путешествий в служебных делах. Только через 14 лет после смерти Ферма его сын собрал и издал незначительную часть математических трудов отца. Всё, что можно было собрать из написанного учёным в его письмах, было выдано позже. Кроме того, Ферма пользовался старой символикой, что затрудняло понимание его произведений. Пожалуй, именно этим можно объяснить то, что приоритет в создании аналитической геометрии связывают с именем Декарта.
Совершенствуя алгебраическую символику, Декарт высказал (но не доказал) мнение о том, что всякое алгебраическое уравнение имеет столько корней, сколько единиц в наивысшем показателе степени неизвестного. Он также признавал существование отрицательных и мнимых корней уравнения. Закладывая основы аналитической геометрии, ученый вывел уравнение прямых и некоторых конических сечений — окружности, эллипса, параболы, гиперболы и высказал мнение о возможности применения метода координат в пространстве, что осуществили в своих работах более поздние математики.
Декарт разрабатывал также некоторые вопросы физики. Так, в механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В оптике учёный обосновал закон постоянного отношения синусов углов падения и преломления светового луча, развил математическую теорию радуги и выяснил причину её возникновения. Новой была и разработка теории развития солнечной системы. В основу этой теории были положены свойства материи и движения её отдельных частиц.
Заложенные Декартом основы аналитической геометрии стали той почвой, на которой Ньютон и Лейбниц разработали методы дифференциального и интегрального исчисления, а следующие поколения математиков — аналитическую геометрию в пространстве, теорию чисел, теорию вероятностей.
Декарт: о животных
В наше время Декарта нередко критикуют за его высказывания в отношении братьев наших меньших. Учёный, продолжая традицию европейской философии того времени, отказывал животным в наличии сколь-нибудь развитого сознания и чувств.
Декарт сравнивает животных со сложными автоматами, у которых отсутствует способность выражать мысль. Тот факт, что люди могут выражать способность мысли через знаки и сложные формы языка, отличает нас от животных – такова позиция учёного. Человеческая способность выражать и иметь мысль есть продукт души, но животные не обладают такими свойствами; их поведение можно объяснить их органами.
“Если бы существовали такие машины с органами и формой обезьяны или какого-нибудь другого неразумного животного, мы не смогли бы обнаружить, что они не такие же, как эти животные.” Важно отметить, что для Декарта человеческое тело-это машина в том же смысле, что и тело животного. Эта точка зрения является частью Декартовского общенаучного “механизма”, где все поведение животных объяснимо в терминах физиологических законов
Декарту приписывается мнение о том, что животные не чувствуют боли. Правда это или нет? Конкретными цитатами это не подтверждается. Хотя такую цитату можно встретить у одного из его последователей, Николя Мальбранша: “едят без удовольствия, плачут без боли, растут, не зная этого: они ничего не желают, ничего не боятся, ничего не знают.”
Трудно поверить, что учёные могли быть настолько невнимательными или предвзятыми, но факт остаётся фактом. В те далёкие времена было принято думать, что даже человеческие младенцы не чувствуют боли.
В то же время по интернету ходит упорный слух: якобы Декарт верил, что обезьяны умеют говорить, но не делают этого, чтобы их не заставили работать. Возможно, он возник из-за ошибки перевода.
“Господин Клерселье написал мне, что вы ждете от него моих размышлений… чтобы представить их королеве страны. …Если бы я был так же мудр, как обезьяны по словам дикарей, убедивших себя в том, что они действительно умны, я никогда не стал бы известен как писатель. Говорят, что они воображают, что обезьяны действительно могут говорить, если захотят, но предпочитают этого не делать, чтобы не пришлось работать. И, так как у меня не было такого благоразумия, чтобы воздерживаться от писательства, теперь у меня нет… столько покоя, сколько было бы, если бы я молчал. Но так как ошибка уже была допущена, и так как я теперь известен бесконечному числу людей в академии, которые косо смотрят на мои сочинения и ищут в них средства причинить мне вред, я очень надеюсь быть известным людям с большими достоинствами, чья сила и добродетель могли бы защитить меня.”
Письмо Пьеру Шануту (1 ноября 1646 г.), цитируемое Амиром Акцелем, секретная записная книжка Декарта (Correspondance avec Elizabeth et autres lettres (1989 г.) ed., Jean-Marie and M. Beysaade, PP.245-246.)