Что осветило небо Вифлеема?

звезда

Мы так редко смотрим в небо! Разве только для того, чтобы убедиться, не будет ли дождика. Тем удивительнее библейская история о том, как волхвы отыскали новорожденного Иисуса, увидев в небе звезду или… ещё что-то?

Содержание скрыть 1Как это было? 2Красивая легенда или… 3Мнение Кеплера 4Вестница «с хвостом»

Как это было?

«… И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец.

Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

И вошедши в дом, увидели Младенца с Материею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Евангелие от Матфея 2:9, 2:10, 2:11)

Ни для кого не секрет, что этот отрывок из Книги книг, Библии, повествует о том, как из Вавилонии на свет сияющей Вифлеемской звезды отправились волхвы – маги и прорицатели. Они наверняка знали, что столь ярко вспыхнувшая звезда на восточном небе означает не что иное, как рождение Царя Иудейского.

звезда

Красивая легенда или…

До сих пор не известно, какая звезда, планета или комета указала путь волхвам. Некоторые, вообще считают, что «Вифлеемская звезда» – не более, чем аллегория.

По одной из версий Вифлеемской звездой считается сближение планет Юпитер и Сатурн, дающее яркий свет. Эта гипотеза в какой-то степени может быть подкреплена теорией больших мутаций – так называемых “великих соединений” Юпитера и Сатурна, которые происходят приблизительно раз в 200 лет (подциклы мутаций, также определяемые соединениями Юпитер—Сатурн, происходят чаще – раз в 20 лет). Эти самые большие мутации якобы закладывают определённую основу политического и экономического мироустройства на 200 лет, определяя тем самым раздел всей истории на определённые эпохи. С другой стороны возникает закономерный вопрос: «раз великие соединения сменяют друг друга раз в 200 лет, почему же не является новый мессия при каждом таком соединении?»

звезда

Мнение Кеплера

В 1604 году Кеплер наблюдал за сближением Марса, Юпитера и Сатурна. 26 сентября Марс соединился с Сатурном, а 9 октября  – с Юпитером.

10 октября Кеплер обнаружил между Юпитером и Сатурном, когда они отстояли на 9 градусов, новую звезду с яркостью Юпитера. Кеплер тщательно наблюдал ее, пока она не была скрыта солнечным блеском на следующий год, позже Кеплер описал ее в книге De Stella Nova in Pede Serpentarti. В 1614 году Кеплер опубликовал свои выводы – такое же тройное соединение в 7 г. н.э. совпало с появлением новой (или сверхновой) звезды в 7-6 гг. до н.э., которая могла являться Вифлеемской звездой волхвов. Такое событие вряд ли осталось незамеченным астрономами и астрологами того времени. С древнейших времен Юпитер называли «звездой королей», а Сатурн считали «иудейской звездой», поэтому появление звезды во время соединения Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами, как знак будущего рождения Царя Иудейского. Тем более что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями. В 7 г. до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб (за счёт ретроградного движения), а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова – Ichtis ) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями. В 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник и подтвердили своими исследованиями предположения Кеплера.

Вестница «с хвостом»

Природу Вифлеемской звезды пытались определить и отцы церкви. Ориген (III в.), а вслед за ним Иоанн Дамаскин (ок. 700 г.) пришли к выводу, что слово “звезда” обозначает здесь комету. Ориген пишет: “Мы такого мнения, что видимая на востоке звезда была новой и не была похожа ни на одну другую, она скорее всего относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?”. Согласно расчётам, близ рубежа н.э. было появление знаменитой кометы Галлея: она приближалась к Земле во 2-й половине 12 г. до н.э. Изображение кометы Галлея в качестве Вифлеемской звезды можно увидеть на гобелене «Поклонение трёх святых царей» флорентийского художника Джотто (1266/67 -1337).

Профессор Кембриджского университета Колин Хемфрейс в своих исследованиях по этому вопросу подтверждает мнение отцов церкви. Он утверждает, что в Библии упоминается единственный астрономический объект, замеченный в небе над городом Вифлеемом, который не мог быть обусловлен сближением двух планет. Он считает, что этим объектом могла быть одна из трёх комет, зафиксированных китайскими астрономами между 12 и 4 г. до н. э. Наиболее подходящая та, что оставила свой свет в земном небе в 7 г. до н. э. Кстати, официально Церковь датирует рождество христово также 7 г. до н. э. Интересно также и то, что и соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб случилось в том же году. Так что не исключено, что в небе над Вифлеемом имели место сразу два серьёзных и редких космических явления.

планеты А может, её и не было?

В 200 г. н.э. родилась ещё одна гипотеза: отец церкви Тертуллиан предположил, что так называемой Вифлеемской звездой было необычное и астрологически важное расположение планет. Так же считали поклонник наук византийский император Мануил Комнин (1143-1180), кардинал Пьер д’Айли, судья магистра Яна Гуса и иудейские звездочёты.

Американский астроном Майкл Молнар подтверждает эту теорию. Он считает, что Вифлеемская звезда не сияла на небе, как сверхновая звезда или комета, а была скрыта от глаз. В подтверждение он ссылается на рукопись IV века н.э., написанную римским астрологом и новообращенным христианином, Фирмикусом Матернусом.
Изучив символы, изображенные на римских монетах, ученый пришел к выводу, что «звезда» фактически является двойным затмением Юпитера, которое произошло в созвездии Овна 20 марта и 17 апреля, в VI веке до н.э. Доказательством является трактат «Mathesis», написанный Матернусом в 334 г. н.э. Матернус описал астрологическое затмение Юпитера Луной в созвездии Овна, заявив, что оно свидетельствует о рождении божественного повелителя.
Хотя Матернус не упомянул имени Христа, однако римская астрология в те времена была популярна и все, кто читал книгу, знали, что под королем подразумевается Иисус, а под астрологическим событием – Вифлеемская звезда.
Поскольку ранние христиане не признавали языческие верования, они не хотели оправдывать ими библейские истории. Идея о том, что звезды руководят судьбой человека, противоречила вере в Бога, как господствующую силу во вселенной, поэтому Матернус вынужден был описывать все иносказательно.
Для ранних христиан было очень важно скрыть истинную сущность звезды, чтобы избежать богословских споров о небесном влиянии, которое не имеет никакого отношения к христианству. Поэтому они похоронили знание об астрологическом происхождении Вифлеемской звезды и, со временем, оно было забыто.