Кризис первого года

Первый год жизни — важный этап в жизни маленького человека: он начинает говорить, ходить и проявлять самостоятельность. Он начинает понимать, что он и мама – не единое целое. Ему всё интересно, всё хочется пощупать, а иногда и попробовать на зуб. Ребёнок начинает осознавать себя отдельной личностью со своими потребностями и интересами. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать их: не идет гулять туда, куда хотят родители, хочет добраться до вещей, которые от него прячут повыше и закрывают в шкафы….
Содержание скрыть 1Признаки кризиса первого года жизни: 2Как обращаться с годовалым ребёнком? 3Уговорить нельзя заставить
Признаки кризиса первого года жизни:
- “Приступы” упрямства, непослушания, потребности в повышенном внимании;
- Первые попытки самостоятельных решений и радикальный отказ от привычных процедур;
- Обидчивость, постоянное недовольство, плаксивость, агрессия, капризы и истерики;
- Нарушение ощущений голода и сытости, сна и бодрствования;
- Противоречивое поведение: например, ребёнок может попросить помощи и тут же отказаться от неё.
Как обращаться с годовалым ребёнком?
Сложность кризиса первого года жизни в том, что взрослые зачастую не успевают “перестроиться” вслед за стремительным развитием ребёнка. Зачастую первая реакция родителей — прекратить это безобразие. Однако вечное нытьё, желание всё хватать и проявлять неуместную пока ещё самостоятельность — не признаки плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это только естественные “симптомы” этапа взросления.
Конечно, это не значит, что ребёнку, проходящему через кризис первого года жизни, нужно позволять совсем всё. Без определённых запретов, конечно же, не обойтись: это вопрос здоровья и безопасности. Но их должно быть разумное количество, чтобы малыш смог запомнить и усвоить границы. Можно сложить для каждого короткий стих, например: «Если хочешь погулять, надо шапку надевать», «Мы в нашем доме не кричим, а если кушаем – молчим».
- Формулировать правила следует коротко и чётко, причем без улыбки, чтобы малыш понял: ему не предлагают очередную весёлую игру, а говорят серьёзно.
- Правила стоит вспоминать и проговаривать каждый раз, когда складывается соответствующая ситуация.
Имейте в виду, что в столь юном возрасте внимание у детей не очень устойчиво. Постарайтесь переключить, отвлечь малыша игрушкой, когда он упорно тянется к запретным проводам. В период кризиса родителям стоит набраться терпения, хитрости и мудрости. Ведь наша цель – не дрессировать ребенка, а воспитывать. Не надо сразу заставлять его делать то, что он не хочет, сперва постарайтесь уговорить или договориться.
Нередко в период кризиса у детей ещё и меняются и вкусовые предпочтения. То, что раньше ребёнок любил, теперь вызывает плач и очередное “не хочу”. Выход один: придётся разнообразить рацион малыша. Предложите ему новое меню и найдите новые любимые продукты.
Уговорить нельзя заставить
Вероятно, эти советы могут казаться излишне либеральными. Не легче ли надавить на ребёнка и заставить его сделать то, что требуется? Малыш поистерит, через какое-то время успокоится, и всё вроде бы станет хорошо? Но это не лучший выход. Во-первых, плач и истерики расшатывают нервную систему любого ребёнка. Во-вторых, давление как метод воспитания — верный способ вырастить малыша неуверенным в себе, не умеющим постоять за себя. Такие дети, попадая в коллектив детского садика или в школы, не умеют объяснять и отстоять свою позицию, потому что родители задавили в них это желание. Для того, чтобы добиться своего, он будет пускать в ход слезы, шантаж, а позднее — грубость и кулаки. Да, с детьми бывает невероятно тяжело, особенно в кризисные периоды. Но кризис первого года не относится к числу острых.
Что может спасти родителей малыша, когда придёт кризис первого года жизни? Конечно, много терпения и выдержка. А ещё – чувство юмора и творческий подход. Вооружившись этими ценными качествами почти любую воспитательную проблему можно превратить в игровую ситуацию. Почаще думайте о достижениях вашего малыша, записывайте его забавные высказывания – это поможет сконцентрироваться на позитивных моментах.
Год — это возраст, когда человек учится говорить. И в этот период он уже хочет быть понятым.
Выход один — побольше разговаривайте, стимулируя и побуждая ребёнка к развитию речи. Если малыш привыкнет обходиться без слов, это может затормозить развитие речи. Ваш ребенок даже в этом возрасте – это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их должным образом. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то сложный период пройдет быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.