Насреддин ат-Туси: биография и факты

Выдающийся персидский математик, механик и астроном Насреддин ат-Туси родился в 1201 г. в большом культурном центре Хорасана в семье шиитских религиозных деятелей. Его отец, Изза-эд-Дин Мухаммад, был уважаемым и образованным человеком. Он постарался дать сыну не менее основательное образование на арабском языке. Как и у отца, у Туси был широкий круг интересов. Он изучал математику, юриспруденцию, естественные науки, астрологию, философию, и медицину (по трудам самого Авиценны).
В Нишапуре, между 1213 и 1221 годами, во время своих поисков знаний под руководством Камаль-ад-Дина Мохаммад-Асеба, он впервые столкнулся со ссылками на доктрины исмаилитов, которые заинтриговали и привлекли его. “Возможно, что истина может быть найдена среди людей, которые в глазах [современников] являются самыми презренными людьми” (Туси, “Сайр ва солук”, стр. 3, тр., стр. 27).
Исмаилиты исповедовали гностицизм в его мусульманском варианте, и познание было для них одной из самых важных целей. Кроме того, их философия была полна мистики и эзотерики. Разделявший её Туси занимался не только наукой в привычном нам смысле, но также предсказаниями по звёздам, песку и камням. Он даже создал отдельный трактат по геомантии.
.
Двадцать лет Туси провел в крепостях Аламут и Маймундес, изучая их знаменитые библиотеки. Среда, в которой работал учёный, в высшей степени благоприятствовала учёным. Во владениях исмаилитов труженики науки были максимально ограждены от всех волнений внешнего мира. Слава их библиотек и целые сокровищницы научного оборудования побуждали многих ученых, мусульманских и немусульманских, искать убежища в этих крепостях.
Туси довелось своими глазами увидеть события, связанные с вторжением монгольской армии под предводительством хана Хулагу. Он даже сопровождал внука знаменитого Чингиз-хана в его походе на Запад.
Не раз учёному приходилось выступать и в роли дипломата. На заключительном этапе осады Багдада Туси было поручено доставить халифу личные послания и, стоя у ворот Хальбы, принять и проверить тех, кто готов был сдаться. Вместе с последним визирем аббасидского халифа, шиитом Ибн аль-Алками, Туси сыграл важную роль в решении сохранить шиитские святыни Ирака, умиротворяя и получая поддержку местной шиитской знати. Но Багдад был разрушен и разграблен, после чего много лет оставался грудой развалин. Это ознаменовало конец так называемого Исламского Золотого Века.
За сотрудничество хан щедро отблагодарил учёного: “Хулагу-хан приказал ему построить обсерваторию здесь, в этой стране, ибо он осознал доброту его характера и искренность его сердца и пожелал, чтобы он присутствовал при нем”. (Рашид-ад-Дин). И работой тоже загрузил. В дополнение к обязанностям, связанным с обсерваторией (Рашад-хана), Туси, которому к 1259 году исполнилось уже шестьдесят лет, было поручено управление религиозными фондами и финансами государства.
Но Туси никогда не оставлял увлечённой научной работы. Возглавив группу учёных в своей обсерватории, он сумел выделить несколько серьезных недостатков в астрономии Птолемея и предвосхитил последующее недовольство системой, кульминацией которого стали реформы Коперника. Его труд по астрономии “Зидж Аль-илдани” сохранил свои позиции как самая популярная астрологическая таблица по меньшей мере на протяжении двухсот лет. Учёный закончил его в возрасте около семидесяти лет.
Туси был одним из величайших ученых, философов, математиков, астрономов и теологов того времени. Он писал в основном по-арабски, хотя его самые известные произведения написаны на персидском языке. Трактат по геомантии был составлен на арабском, персидском и турецком языках, демонстрируя его владение всеми тремя языками. Он также широко использовал китайский технический жаргон, например, описывая три цикла семидесятилетней системы и используя китайские названия десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей семидесятилетнего цикла.
Учёный внес значительный вклад во многие научные области и написал несколько трактатов по различным наукам и предметам, включая геометрию, алгебру, арифметику, тригонометрию, медицину, метафизику, логику, этику и теологию. До нас дошли пять его основных работ по логике, “Асас Аль-эктебас”, а также трактат по шиитской теологии “Таджрид”. Ему также приписывают сочинение стихов, в основном на персидском языке, а также хронограмм на персидском языке.
Насреддин Туси — автор многих книг, переводов и комментариев. Основным его трудом обычно называют “Трактат о полном четырёхстороннике”. Труд был написан на персидском языке, а в 1260 г. автор перевёл его на арабский язык. Трактат состоит из пяти книг, в которых приводятся теория отношений, доказательство теоремы Менелая для различных видов плоского полного четырёхсторонника, понятие синуса и косинуса, задачи на вычисление двух дуг с их суммой или разностью и отношением их синусов, решение сферических треугольников. Здесь впервые представлено полное и целостное построение всей системы тригонометрии, начиная с основных понятий и соотношений и заканчивая алгоритмом решения всех типовых задач. Сферическая тригонометрия также обязана своим развитием его усилиям.
Настойчиво и глубоко работал Насреддин Туси и в области геометрии, в частности, над доказательством 5-го постулата Евклида.
Известно три произведения Насреддина Туси, в которых рассматривается эта проблема: “Трактат, излечивающий сомнения по поводу параллельных линий” и две редакции перевода труда Евклида “Начала” под заголовком “Изложения Евклида”, с подробными и обоснованными дополнениями и изменениями в форме комментариев. В этих произведениях Насреддин Туси анализирует способы и методы доказательств 5-го постулата, уже найденные математиками, в частности, доказательство Омара Хайяма.
Интерес Туси к логике и метафизике вдохновили его на написание трактата “Асас Аль-эктебас”. Работа по этике под названием “Алак-э Насери” и более ранняя “Алак-э мохташами” стали самыми известными книгами по этому предмету и оставались популярными на протяжении веков. Обе работы первоначально были посвящены покровителям-исмаилитам, хотя позже автор отменил эти посвящения.
“Равзат Аль-таслим”, составленный в Аламуте и завершенный в 1243 году, является главным исмаилийским произведением Туси. Она охватывает самые разные темы, включая природу имамата, пророчества, эсхатологию, этику и человеческие отношения, космос, религию в целом, Бога и природу существования. Работа построена таким образом, чтобы постепенно вести читателя от понимания физического мира к духовному миру с предпоследней из двадцати восьми глав, посвященных доисламским верованиям, включая индийские практики.
Туси закончил свои дни в Багдаде, куда он переехал вместе со многими своими учениками и последователями за несколько месяцев до своей смерти. У Аль-Туси было немало учеников, одним из наиболее известных из которых был Низам аль-Радж, который также написал комментарий к Альмагесту, другой его ученик Кутб ад-Дин аш-Ширази дал первое удовлетворительное математическое объяснение радуги. Известно также, что у учёного осталось трое сыновей.