Красота без фильтров: как фотошопили в 19 веке

Рассматривая старые фотографии 19-го и начала 20-го веков, можно только удивляться красоте и правильности черт запечатлённых на них людей. Многие снимки больше похожи на работы талантливого живописца, чем  фото. А всё это снималось на примитивные громоздкие фотоаппараты и никак не обрабатывалось — можете подумать вы. И будете неправы.

В наши дни заняться улучшением собственных фотографий может любой желающий. Для этого достаточно скачать специальную программу на компьютер или телефон. До начала цифровой эры всё было гораздо сложнее. Но и к фотографии люди относились ответственнее, чем сейчас, ведь это удовольствие было не каждодневным и стоило порядочных денег. Поэтому к съёмке готовились тщательно: наряжались, делали причёску, отправлялись в фотосалон.

Естественно, каждый клиент надеялся получиться на фотокарточке как можно лучше, и каждый фотограф хотел ему в этом помочь.  «Попробуйте снимать женщину, которая уже вышла из стадии молодости, без применения «смягчающих средств» и без ретуши, и вы можете быть уверенными, что только в редких случаях получите благодарность за свои труды» – пишет журнал “Советское фото”, в №5 за 1927 г. Хотя профессиональные фотографы поняли этот очевидный факт задолго до того.

Первые шаги

В 1841 году английский учёный Уильям Генри Фокс Тальбот разработал и запатентовал метод калотипии, то есть способ сделать негатив, который потом можно копировать. Для этого он использовал бумагу, пропитанную йодистым серебром — отсюда и название.

Спустя пять лет фотограф Калверт Ричард Джонс сфотографировал пятерых монахов-Капуцинов на крыше на Мальте. Пока четверо монахов стояли рядом, беседуя, пятый виднелся сзади и портил композицию кадра. Пытаясь спасти фото любой ценой, мастер прямо на негативе закрасил тушью неудачную фигуру. И она полностью слилась с чёрным фоном. Эксперимент оказался удачным: после проявки на снимке остались только четыре монаха на светлом фоне.

  Начало искусства ретуши

Уже во времена эдвардианской и викторианской эпох Англии без ретуши не оставался никто. Фотографы трудились над негативами, чтобы исправить морщины, смягчить слишком резкое освещение и даже улучшить фигуру. За каждым безупречным снимком тех времён стоит кропотливый труд фотомастера.

В специализированной литературе можно найти мудрёные рецепты составов для корректирования негатива, а наборы инструментов ретушёра смахивают на арсенал хирурга. Специальные станки, отражатели, щипцы, лезвия для соскабливания, резаки для кадрирования, карандаши, распылители, множество сортов краски и туши, увеличительные стёкла, абразивы, абсорбенты и даже особенная «замазка», которая использовалась в качестве подложки. Её изготавливали из скипидара и камеди. Если ретушёр ошибался, помарку можно было соскоблить вместе со слоем этого вещества.

Фотография как двигатель спиритизма

В середине 19-го века мир захлестнула волна увлечения оккультизмом. В то время как наука потеснила церковь, люди захотели получить научные доказания существования жизни после смерти. Некоторые предприимчивые люди охотно предоставляли их — за круглую сумму, разумеется.

Фотограф Уильям Мамлер придумал способ совмещать два изображения, причём делая одно из них полупрозрачным. Таким образом он фотографировал своих клиентов, явившихся на спиритический сеанс, и добавлял на них «духов» усопших. Неискушённая публика охотно верила своим глазам, и семейные фото с призраками пользовались бешеной популярностью.

С помощью своего ноу-хау Мамлер быстро прославился и молниеносно разбогател. Его дневной заработок достигал 40 долларов (около 4 тысячи долларов по сегодняшним меркам). Самыми известными клиентами Мамлера стали Мэри Тодд Линкольн и её покойный муж Авраам Линкольн, фигура которого явственно просматривается на фото (слева).

Ушлого американца неоднократно пытались судить за мошенничество, но доказать его вину так и не смогли. Современникам оставалось только спорить, как Мамлер добывал исходные фотографии своих «призраков». Возможно, он нанимал жуликов, которые крали фотографию покойного, а если операция не удавалась, на спиритическом сеансе дух просто «не выходил на контакт».

Дело Мамлера процветало до тех пор, пока и другие фотографы не научились делать постановочные фото с «призраками» (справа). Впрочем, иногда авторы настаивали на подлинности своих фотографий с привидениями, и даже специалистам не удавалось доказать фальсификацию.

Не только по мелочам

История фотографии знает примеры настоящего героизма в фотомонтаже. Например, когда в 1866 году имам Шамиль принёс присягу Александру II, тем самым приостановив затяжной конфликт на Кавказе, это историческое событие было упущено фотографами. Чтобы исправить данное обстоятельство, мастер фотографии Бернард Гольдберг по отдельности сфотографировал участников этого события и объединил на одной фотографии. Такая задача, даже с современными средствами ставшая бы непростой, потребовала от Гольдберга девяти месяцев кропотливого труда. Результат получился замечательным, и фотограф подарил один из экземпляров Государю Императору. Тот оценил самоотверженный труд мастера, пожаловав ему подарок и денежное вознаграждение.

Ещё один забавный случай из области фотоколлажа – известный портрет Авраама Линкольна. На самом деле, от всеми уважаемого американского президента на этой фотографии осталась только голова. Некий безымянный ретушёр «прифотошопил» её к телу Джона Калхуна – одного из ведущих политиков южных штатов, отстаивавшего рабовладельческую политику.

Неудивительно, что с тех давних пор не утихают голоса противников ретуши, утверждающие, что фотография должна отображать мир таким, какой он есть. Как и сегодня, общественность возмущалась всеобщим желанием выглядеть лучше, чем на самом деле.

При этом количество людей, желающих хорошо выглядеть на фото любыми способами, всё не уменьшалось и не собирается уменьшаться.

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.