Английское искусство 16 века

Англия 16-го века была родиной не только выдающегося философа-материалиста Фрэнсиса Бэкона, но и первого представителя утопического социализма Томаса Мора, который откликнулся на бедствия народных масс, подняв свой голос против того, чтобы «овцы пожирали людей», и призывал отказаться от частной собственности как от величайшего зла. Не менее активно развивалась и культурная жизнь в стране. Это время можно назвать одним из важнейших этапов формирования английской культура.
В театре и в драматургии засверкала целая плеяда деятелей — К. Марло, Р. Грин, Т. Гейвуд, Бен Джонсон. И, конечно, невозможно не вспомнить Вильяма Шекспира.
Содержание скрыть 1Новаторство Шекспира 2Изобразительное искусстве в Англии 16 века 3Искусство живописной миниатюры в Англии 16 века 4Пейзажная живопись в Великобритании 16 века 5Архитектура Англии 16-го века
Новаторство Шекспира
Провозгласив устами Гамлета, что главная задача театра – “держать зеркало перед природой”, Шекспир во многом определил эмоциональное отношение своих современников к художественным произведениям. Это “держание зеркала” способствовало появлению так называемой барочной драмы, сумевшей объединить античность и местные события, торжественный и плебейский жанр, подчинив их единственному драматическому действу, разворачивающемуся во времени.
Простое повествование, череду эпизодов мистерий и комедий Шекспир превращает в единое действо, в котором каждый следующий эпизод включает предыдущий, вытекает из него. Замершие исторические маски великий классик преобразовал в живых людей со своим характером, каждая реплика которых имеет значение. Его персонажи – Гамлет, Отелло, Яго, Дездемона, Лир и другие – это сложные личности, которые не ограничиваются простой последовательностью действий, но показывают определенныё эмоциональные движения, определённый характер и психологизм. В своих произведениях Шекспир провозгласил гуманистические идеалы: торжество разума и свободу человеческих чувств.
Темы шекспировских трагедий – больше, чем отдельные происшествия с отдельными людьми. Чаще всего автор рассматривает события большого исторического и философского значения, где персонажи, при всей своей живости, выступают проводниками определённых явлений. Не только пьеса в целом, но и каждая сцена у Шекспира наполнена драматизмом, динамичностью, отражает общий конфликт, который и составляет центр сюжета. Симпатии народа всегда остаются на стороне борцов со злом, и это определяет оптимистичную позицию автора.
Будучи противником морализаторства, Шекспир ярко раскрывает конфликты эпохи, подчеркивая в них общечеловеческие черты. Он “брал историю и современность, рыцарей и купцов, придворных и крестьян, но всем им придавал ту подвижность и текучесть психики, которые делают человека неотъемлемым от действа; он брал хроники, деяния, новеллы и придавал им вместо повествования единое драматическое действо, сложное развертывание, насыщал мировоззренческими проблемами, философскими идеями”. Именно это обеспечило его пьесам живой интерес со стороны современников и грядущих поколений.
Изобразительное искусстве в Англии 16 века
Как и литература, английское изобразительное искусство времен В. Шекспира, получило некоторую свободу от привязанности к церковной тематике. Оно обрело независимое положение в культурной жизни английского общества. Став более доступным, искусство способствовало не только выражению общественных взглядов и идей своего времени, но и приняло активное участие в их формировании.
«При слабом правителе и в разгар религиозной борьбы мы вряд ли можем надеяться на расцвет искусства» – писал Хорас Уолпол в предисловии к своим “Очеркам о живописи в Англии”. Тем не менее, в художественной среде произошли явные изменения. И в первую очередь изменения коснулись портретной живописи, когда Англию посетил известный в Европе художник Ганс Гольбейн Младший. Хотя из исторических источников известно, что и до его приезда интерес к живописным портретам был уже значительным, Гольбейн оставил в Англии великолепные реалистичные портреты целого поколения и пребывание его в этой стране не могло не отразиться на развитии живописи.
Среди большого количества портретов, созданных в Англии в XVI в. английскими мастерами, выделяются своим реалистичным характером те произведения, авторы которых продолжили развивать принципы Гольбейна. На одном из таких портретов сохранилась старая наклейка с латинской надписью: “Писал Джон Беттс, англичанин”. Простое и спокойное достоинство черт, выразительность фигуры – полностью гольбейновские.
Именно в эту эпоху в Англии начал создаваться реалистичный психологический портрет. Однако с усилением английского абсолютизма портретная живопись претерпела определённые ограничения в изображении и трактовке образа. Свобода художников в трактовке королевских портретов была строго ограничена.
Власти издали специальное распоряжение, согласно которому запрещалось изображать королеву иначе чем на утверждённых образцах. Это способствовало выработке в придворном портрете определенных канонов, которые сразу же распространились на аристократический портрет вообще. Эти каноны выражались в статичности композиционных решений, безэмоциональности лиц, даже особенностях наряда.
И все же творческие поиски живописи нельзя было остановить. Они сказались в первую очередь в портретной миниатюре, которая на этом этапе получила исключительное значение. Сохранился интересный документ с XVI века. – “Трактат об искусстве портрета”, который ученые приписывают известному английскому миниатюристу Хиллиарду, в котором сообщается, что ещё при Генрихе VII при королевском дворе работало много портретистов-миниатюристов.
Искусство живописной миниатюры в Англии 16 века
Миниатюры Хиллиарда относятся к периоду 1571 – 1616 гг. Сам художник, современник Шекспира, пытался в своих миниатюрных портретных изображениях добиться реалистичности и психологичности образов. Это портреты Джорджа Клиффорда, Алисы Брэндон, автопортрет художника и многие другие, не менее интересны по своему содержанию. На изображениях изображений известных представителей власти и близких художнику людей очень интересно наблюдать характерные черты людей давней шекспировской эпохи.
когда английская поэзия, представленная именами Сидни и Спенсера, постепенно освобождалась от религиозных мотивов и пыталась отражать трагические стороны истории в личностях её видных представителей.
Вторым выдающимся портретистом времен Шекспира считается ученик Хиллиарда Исаак Оливер. Его миниатюрные портреты чрезвычайно пластичны, и в изображениях лиц появляется светотень, что позволяет ему подчеркнуть психологическое состояние модели, добиться реалистичного изображения образа. Интересно, что декоративные детали, которые могли бы указывать на социальную принадлежность изображаемого и которыми мастерски пользовался Хиллиард, у Оливера не играют никакой роли.
Портретами Хиллиарда и Оливера не завершается эпоха Шекспира в искусстве. После них в английском миниатюрном портрете работали отец и сын Хоскинсы и сын Исаака Оливера Питер Оливер. Они возвели миниатюру в ранг истинного и аристократического портрета, но они же и лишили этот вид портрета официального положения. Фигуры портретируемых становятся динамичными, выразительными, полными эмоций и движения, Тематика их живописи постепенно становится индивидуализированной. Значительную динамику в работах английских миниатюристов в эти сутки принёс свет, поддерживающий динамику фигур.
Пейзажная живопись в Великобритании 16 века
Определенных успехов достигла пейзажная живопись конца XVI – начала XVII вв., не отделившаяся ещё полностью от бытового и исторического жанров. Как и в голландском пейзаже, под сильным влиянием которого находился английский, ещё преобладает принцип панорамного развертывания пространства. Но, вместе с тем, уже ощутим новый эстетический идеал – реалистичность. Вдохновляясь самой природой, художники значительно расширяют художественные возможности пейзажной живописи.
Архитектура Англии 16-го века
Как и другие виды искусства, архитектура косвенно влияет на эстетические предпочтения людей, способствует формированию нового мировоззрения, создавая среду, в которой предстоит жить и творить.
Как и живопись, архитектура очень медленно избавлялась от готических традиций, которые почти три столетия царили в Англии. В освоении новых форм и создании архитектурной среды значительную роль сыграли влияния французских и фламандских мастеров, которые первыми в Европе оценили Декоративно-пластические мотивы для отделки сооружений. Некоторые мастера из этих стран переселились в Англию после Варфоломеевской ночи и победы католической реакции в Южных Нидерландах. И, конечно, поделились опытом с коллегами.
Смешение различных стилей, которое впоследствии станет национальной архитектурой, приобретает особую выразительность и уже отличается от архитектуры разных европейских стран. Это в первую очередь касается строительства замков: особенно характерен для Англии культ семейного уюта. Сами замки приобретают значение загородного помещичьего дома, их оборонное значение исчезает.
Если говорить языком архитектуры, то замкнутый со всех сторон двор, теперь превращается в курдонер («почётный двор») или открытый парадный двор, в котором больше не встречаются ни стены с зубцами, ни угловые башни. В качестве новой черты следует отметить тягу к симметрии. Одной из главных частей английского дома становится большой холл, который превращается в главную торжественную приемную. В самом холле или возле него находятся главные лестницы на второй этаж, на котором вдоль всего заднего фасада создается галерея для торжественных событий, украшена картинами и портретами предков. Главным украшением всех крупных комнат такого дома являются каменные камины голландского типа, которые украшались колоннами или пилястрами. К концу 16-го века ренессансная орнаментика постепенно сменяет готическую. Такими были дома зажиточных людей.
Из архитекторов, работавших в Англии в эпоху Шекспира, своими смелыми и новаторскими решениями выделялись Томас Холт и Иниго Джонс. Именно они были первыми в формировании новых стилевых признаков английской архитектуры. Особенно это касается И. Джонса: он способствовал сближению английской художественной культуры с процессом развития искусства Италии, в которой ренессансные идеи уже были основными во всех видах и жанрах искусства.
Именно И. Джонс вместе с Шекспиром завершили эпоху Возрождения в Англии, одновременно заложив основы следующего этапа английской архитектуры – классицизма, стиля, который заполонил всю Европу своим строгим и вместе с тем мужественным драматизмом, сосуществуя с величественными и строгими формами классического античного искусства.
Одновременно искусство нового стиля отличалось от предыдущего барокко своим высоким гражданским пафосом, что привлекало не только английских архитекторов, но и литераторов и художников.
Таким образом, завершая обзор английского искусства времён В. Шекспира, конца XVI – начала XVII в., можно утверждать, что оно выработало и основные признаки господствующего стиля.