Эварист Галуа: история жизни

Эварист Галуа (1811 — 1832) – один из основателей современной алгебры.
Учёный родился 25 октября 1811 г. в семье мэра города Бур-ля-Рене, расположенного недалеко от Парижа. Отец его по политическим убеждениям был республиканцем. Он сам обучал своего сына и привил ему интерес и любовь к математике.
Осенью 1823 г. Эварист стал учеником Парижского лицея — учебного заведения закрытого типа. То было время, когда после падения Наполеона Бонапарта во Франции снова правили короли из династии Бурбонов. Они постепенно ограничивали демократические права народа и парламента. Католическая религия снова была признана официальной государственной религией. Иезуиты, которых немало было среди учителей и воспитателей, насаждали в учебных заведениях атмосферу взаимного недоверия и практику доносов. Воспитанный в демократическом духе, Эварист не мог привыкнуть к строгому режиму и скучным лекциям.
Удручающая школьная атмосфера негативно повлияла на впечатлительного двенадцатилетнего мальчика. Учителя замечали в Эваристе замкнутость, невнимательность на уроках, нервозность, вспышки гнева и необдуманные поступки. Только летом, находясь на каникулах в окружении родных, мальчик снова становился весёлым, ласковым и приветливым.
Зимой 1827 г. Эварист взял в школьной библиотеке учебник по геометрии, автором которого был известный французский математик Лежандр. Систематичность и чёткость изложения материала захватили юношу, который обнаружил в себе большой талант к этой точной науке.
После геометрии Галуа приступил к более глубокому изучению алгебры. Она показалась ему не такой цельной и стройной, как геометрия. Он нашел в ней много ещё не решенных вопросов, в том числе вопрос о решении уравнений с радикалами. Вопросы из теории захватили Эвариста, и он начал собственные упорные исследования, хотя никому не рассказывал о них. Только отцу признался в своей мечте: после окончания школы пойти учиться в знаменитую Парижскую Политехническую школу, закончить её и стать ученым-математиком. Отец поддержал сына, но посоветовал ему остаться в начальной школе ещё на год, чтобы лучше подготовиться к поступлению в Политехническую школу.
Таково было и мнение профессора, который учил Эвариста математике. В письмах к отцу Галуа профессор писал, что его сын знает математику даже лучше, что нужно для поступления в Политехническую школу, но, кроме понимания сути науки, надо знать ещё много деталей, о которых спрашивают экзаменаторы. Возмутившись, что старый профессор вмешивается в его личные дела, Эварист настоял на своем, но скоро убедился, что его учитель не ошибался.
Летом 1828 г. на экзамене по математике в Политехническую школу экзаменатор спрашивал Галуа именно те детали, о которых писал старый профессор. Эварист отвечал на поставленные вопросы как попало, а на некоторые и вовсе не отвечал, удивляясь, что экзаменатор спрашивает его о таких “простых” вещах. Получив на экзамене неудовлетворительную оценку, юноша был вынужден учиться в выпускном классе лицея вместе со всеми.
Неохотно шел Галуа на занятия. Товарищи по классу и скучные лекции не обещали ничего приятного. Но вот в аудиторию вошел новый, ещё молодой профессор и начал читать лекцию по геометрии. Профессор Ришар не ограничивался изложением материала. Он задавал ученикам вопросы, подводил их к правильному ответу, старался, чтобы ученики сами додумывались к способам доказательства теорем.
Профессор удачно связывал изложение предмета с историей развития геометрии как науки, умело сочетал отдельные её разделы, находя связи между ними. Однажды профессор Ришар продиктовал ученикам три достаточно сложных задачи, которые ученики должны были решить до следующего занятия, — через неделю.
После лекции к профессору подошел Галуа и молча подал на исписанных формулами листах бумаги решения всёх трех задач. Удивленный Ришар пробежал глазами написанное и сказал: “Ваше решение сделало бы честь лучшему учебнику геометрии. После обеда зайдите ко мне на квартиру, там поговорим подробнее. Я попрошу воспитателей, чтобы они не наказывали Вас за опоздание на ужин”.
Так Эварист встретил преподавателя, который заметил его способности и не остался равнодушным. С удивлением слушал молодой профессор об исследованиях юноши и говорил с ним как с равным. Дружеские беседы с профессором Ришаром на математические темы ещё больше поощряли Эвариста в его настойчивых изысканиях.
Однако от занятий математикой юношу отвлекли трагические события. В 1829 г. его отец, затравленный церковниками-иезуитами, покончил жизнь самоубийством. Это трагическое событие потрясло юношу. Он стал задумываться над социальными вопросами и начал понимать, что имел в виду отец, когда жаловался на невыносимые условия работы.
Тем временем, беседы с профессором Ришаром продолжались. Однажды Эварист пришел к нему взволнованный. Он доказал теорему о том, что уравнения степени выше четвёртой, решить радикалами вообще невозможно. Профессор ответил Эваристу, что эту самую теорему уже доказал норвежский математик Нильс Абель и рассказал о его бедной жизни и преждевременной смерти. Рассказ профессора очень взволновал юношу.
Весной 1829 г. Галуа закончил школу, но на экзамене по математике в Политехническую школу снова провалился, видимо, благодаря своему неуравновешенному характеру.
В феврале 1830. Галуа юноша поступил в двухгодичную педагогическую школу подготовки учителей для королевских лицеев. Он и здесь не оставлял своих исследований. В том же году Галуа опубликовал по поводу них три небольшие статьи, а дополнительную работу направил на ежегодный конкурс в Академии. К сожалению, эта рукопись была утеряна. По совету своего друга, Эварист снова написал и лично отнёс в Академию.
Одно время он пробовал читать лекции по математике в одном из книжных магазинов Парижа, но слушателей приходило все меньше и меньше, и вскоре лекции прекратились. Никто не понимал столь сложных вопросов, которые освещал молодой математик.
В декабре 1830 г. Галуа исключили из Педагогической школы за революционную деятельность. 10 мая 1831 г. полиция арестовала учёного, обвиняя его в призыве к убийству короля. Более месяца он просидел в тюрьме, но 16 июня был оправдан судом присяжных заседателей. Защитники подсудимого доказали, что по конституции виновным в преступлении можно считать только того, кто его совершил. Тем временем, на короля никто не организовывал покушений. Присяжные оправдали Галуа, но его уволили.
14 июля 1831 г. Эварист и республиканец Дюшатле, бывший солдат национальной гвардии, в ознаменование 42-й годовщины революции приняли участие в посадке деревьев на площади, где в свое время революционный народ штурмовал Бастилию. При этом Галуа и Дюшатле надели форму солдат национальной гвардии, да ещё и вооружились пистолетами, за что и были арестованы. Галуа просидел в тюрьме до апреля 1832 p., а уже в мае произошло странное происшествие, которое закончилось трагически.
Вечером 29 мая, когда Эварист шел по парку с девушкой, к ним подскочили два парня. Один из них грубо оттолкнул спутницу учёного и нагло спросил, почему он гуляет с его невестой. Галуа спокойно ответил, что девушка ни словом не обмолвилась о том, что у нее есть жених. Если же это на самом деле так, то её поведение нечестное. Возникла ссора. “Жених” вызвал Галуа на “дуэль чести”, а за ним и второй парень, который представился братом девушки. Кто-то из “друзей” якобы пытался помирить молодых людей. Галуа уже соглашался просить прощения, и ничего не помогло – парни настояли на своем: 30 мая в 6 часов утра Эварист должен был стреляться на “дуэли чести” сначала с “женихом”, а потом, если останется живым, с “братом” девушки. .
Галуа понимал своё трагическое положение, но лишь 13 часов оставалось ему на то, чтобы собраться с мыслями и закончить дела.
Он выбрал из бумаг свои математические труды, просмотрел их и увидел, что в них много незаконченного, разрозненного, что они не содержат сути тех исследований, которые он провёл, сидя почти год в тюрьме и находясь на свободе.
Эварист написал своему другу Огюсту Шевалье письмо, в котором просил его отправить всё то, что он оставит, выдающимся математикам, или опубликовать в математическом журнале.
В 5 часов утра постучались секунданты. Надо было ехать на дуэль. Галуа надписал на конверте имя Огюста Шевалье, вложил в него 13 исписанных за ночь страниц, заклеил и оставил на столе. Эти страницы и сделали его бессмертным…
Трудно установить, что именно произошло на дуэли. Смертельно раненный Галуа отказался от предложения врача послать за священником, но попросил вызвать их Бур-ля-Рен своего младшего брата Альфреда. Полицейским учёный сказал, что ранен на “дуэли чести”, никаких претензий к своему сопернику не имеет и отказался назвать его имя, потому что дал ему слово. Полицейский этим ответом удовлетворился, молча поклонился раненому и вышел из палаты.
Вечером приехал из Бур-ля-Рен брат Эвариста. Раненый и ему не назвал фамилии своего соперника. Сказал только, что не успел выстрелить первым. Галуа попросил брата взять написанное письмо и непременно передать Огюсту Шевалье. Врач прекратил короткое свидание братьев. 31 мая 1832 г. в 10 часов утра Эварист умер.
2 июня на похороны Галуа собралось около двух тысяч республиканцев. Полиция сопровождала процессию до самого кладбища.
Альфред Галуа и Огюст Шевалье приложили много усилий, чтобы опубликовать наследие Эвариста. Это стало возможным лишь в 1846 году., когда предсмертное письмо учёного попал в руки выдающегося французского математика Лиувилля (1809-1882). Он добросовестно разобрался в разрозненных, интуитивно поданных математических выкладках Галуа и опубликовал их со своими комментариями. Однако никто из математиков не оценил тогда большого значения трудов юного гения.
Только в 1870 г., когда французский математик Жордан на 667 страницах своей книги последовательно обосновал и разъяснил те вопросы, которые поставил, исследовал и решил двадцатилетний математик, имя Эвариста Галуа блеснуло яркой звездой в созвездии величайших математиков 19-го столетия.
Заложенная Лагранжем и развитая Галуа теория групп дала мощный толчок дальнейшему развитию не только алгебры, но и всей математики в последней четверти XIX века. Идеи и методы теории Эвариста нашли свое применение во многих областях математики и физики, в частности, в квантовой механике и кристаллографии.