15.06.2023

Персеполь как памятник культуры Древней Персии

персеполис

Примерно 2500 лет назад (с 550 до 330 гг. до н.э.) на территории сегодняшнего Ирана и за его пределами лежало могущественное древнеперсидское государство – держава Ахеменидов. В период расцвета оно простиралось от реки Инд (сейчас это Пакистан) на востоке до Эгейского моря на западе, от Закавказья на севере до Нильских порогов на юге. Земли могущественной древнеперсидской империи Ахеменидов включали в себя владения современных Азербайджана, Армении, Турции, Узбекистана, Туркмении, Ирака, Ирана, Сирии, Пакистана, Израиля, Египта, Ливии и Эфиопии… Столицей этого впечатляющего царства был город Персеполь (или Персеполис), руины которого теперь являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В период своего расцвета город-дворец Парса, как его тогда называли, снискал славу ещё одного чуда света.

Содержание скрыть 1На высоте 2Дворцы Персеполя 3История 4Разрушение 5Упадок

На высоте

Персеполь расположен в 50 км. от Шираза на юге Ирана, недалеко от небольшой реки Пульвар, которая впадает в Кур. Его строительство началось около 520 г. до н.э. и продолжалось приблизительно до 450 г. Как это типично для городов Ахеменидов, город был возведён на высокой платформе.

Терраса площадью 125 000 квадратных метров была частично искусственной  и частично вырезанной из скалы, а с восточной стороны опиралась на гору Рахмат. Для создания ровной террасы углубления заполнялись грунтом и тяжелыми камнями, которые соединялись между собой металлическими зажимами. Туннели для сточных вод были прорыты прямо через скалу. У восточного подножия горы был высечен большой резервуар для хранения воды.

С западной стороны на высоту 5-13 метров поднималась двойная парадная лестница в 111 ступень и шириной почти 7 метров, построенная из известняковых блоков. Её строительство началось около 519 года до нашей эры. Надо сказать, серый известняк был основным строительным материалом для строительства города.

Диодор Сицилийский пишет, что Персеполь был окружён стенами с крепостными валами и башнями. Первая стена была высотой 7 метров, вторая – 14 метров, и третья, защищавшая все четыре стороны, целых 27 метров.

персеполис

Дворцы Персеполя

На платформе был построен единый архитектурный ансамбль из дворцов двух типов: тачара (жилой дворец) и ападана (парадный зал). Наиболее известная ападана Дария и Ксеркса – квадратный парадный зал, потолок в котором поддерживали 72 каменных колонны. Ападана была приподнята над террасой на высоту 4 м., к ней вели парадные лестницы, украшенные искусно выполненными рельефами.

Слева древними мастерами были изображены абсолютно одинаковые, сделанные как бы по одному трафарету, солдаты: эламских полков – с копьями, луками и колчанами, персидской армии – с копьями и щитами, мечами, луками и копьями. Там же изображены воины, которые несут царский трон, ведут царских лошадей и царские колесницы. Справа на рельефах показано “шествие народов”, входящих в состав империи Ахеменидов.

Главу каждой группы ведет вельможа в парадном персидском платье, с высокой тиарой, возможно, сатрап – глава провинции, что назначался из знатных родов персов. “Народы” эти изображены примерно в том же порядке, в котором в официальных надписях ахеменидских царей перечисляются царства, входящие в империю. Здесь мидийцы со своими знаменитыми “несейскими” лошадьми, что несут золотые вазы и кубки, эламетяне с ручными львами и золотыми кинжалами, африканцы с окапи, вавилоняне с быками, армяне с лошадьми, вазами и ритонами, арабы с верблюдами и другие народы.

Лестница, ведущая в другой дворец, так называемый трипилон, украшена по внешней стороне торжественным ходом царской гвардии. По внутренней – процессией слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. У восточных дверей ападаны Дария-Ксеркса изображен сидящий на троне Ахеменидского государства Дарий I, за ним стоит наследник престола – Ксеркс. Руки обоих подняты и протянуты в жесте поклонения божеству. У северного входа в тронный зал изображён “царь царей” Дарий, сражающийся с чудовищем. У фантастического зверя голова, туловище и передние лапы льва, шея, крылья и задние ноги птицы и хвост как у скорпиона.

Рельефы Персеполя – медленное, ритмичное, торжественное и пышное шествие сотен солдат, вельмож, чиновников, жрецов, сотен представителей подвластных народов. Изредка оно прерывается изображением самого царя царей на троне (который поддерживают те же представители покорённых народов) или борьбы царя царей с чудовищем, или, наконец, сценой нападения льва на быка – древним религиозным символом. Непрерывная череда рельефов вызывает у зрителя впечатление, что армии царя нет числа, что царю подвластен весь мир, и что сам он подобен богу – раз борется с чудовищными порождениями зла.

Каноничные изображения необыкновенно подробны в таких деталях, как вооружение, платье, головные уборы. Поражает виртуозное воспроизведение драгоценных сосудов, украшений, деталей конской сбруи. Немногие образцы прикладного искусства эпохи Ахеменидов, что дошли до нас, запечатлены на рельефах Персеполя с предельной точностью. Здесь можно ограничиться одним примером: на одежде Дария с рельефа на западном входе ападаны гравировкой изображена даже узорчатая кайма ткани, на которой узнаваемы изображения львов.

Представленные в Персеполе “портреты” в высокой степени типизируются. Их различия выражены именно через детали наряда, короны, оружие или браслеты, место в композиции, резко выделенные “этнографические” черты.

В первой столице Ахеменидов, Пасаргадах, которая была построена на двадцать пять лет раньше Персеполя, найдены только остатки рельефов, которые украшали стены и дверные проемы дворцов. Сравнивая их с рельефами Персеполя, можно проследить происхождение “ахеменидского стиля в скульптуре и его эволюцию. Прежде всего, в Пасаргадах лучше видно прототип этих рельефов, восходящий к каменным ортостатам дворцов Ассирии. Их стиль и набор образов относится к месопотамской Ассирии и эламской традиции. Некоторые даже имеют точные аналогии в искусстве Ассирии, особенно среди ортостатов ниневийского дворца Синаххериба, где изображение людей-рыб и “демонов” повторялись множество раз. Эти изображения, вероятно, были восприняты персами как образы “телохранителей” владык Ассирии.

Возможно, что в Пасаргадах эти мотивы были повторены в каких-то политических целях. Возможно, что здесь была осуществлена попытка провозгласить идею преемственности власти от царей Ассирии. Но тот же хаос в “цитатах”, как и в Зивии, потеря первоначального смысла композиций, – всё свидетельствует о том, что первичный религиозный акцент не учитывался. Вероятно, здесь мы видим пример использования элементов культуры покорённых Ахеменидами царств, заимствованных для прославления собственного величия и мощи.

Важно, что и здесь, в Пасаргадах, из огромного богатства рельефных композиций Ассирии и Элама выбирается ограниченный круг сюжетов – только изображение “чудовищ”, “демонов”, фантастических существ, только изображения процессий воинов и данников царя, вельмож. В ахеменидских рельефах нет таких характерных для искусства Ассирии сцен охот, боёв, взятия городов, банкетов, различного рода религиозных действий или пейзажей.

История

Археологические изыскания показывают, что самые ранние остатки Персеполя датируются 515 годом до нашей эры. Андре Годар, французский археолог, который раскопал Персеполь в начале 1930-х годов, считал: хотя Кир Великий выбрал место для Персеполя, именно Дарий I построил террасу и дворцы. Надписи на зданиях подтверждают предположение, что они были построены Дарием I.

Он же приказал построить Ападану и Зал Совета (Трипилон или “тройные ворота”), а также главную императорскую сокровищницу. Они были завершены во время правления его сына, Ксеркса I. Дальнейшее строительство зданий на террасе продолжалось вплоть до падения империи Ахеменидов.

Персеполь, вероятно, стал столицей Персии во время его правления. Однако расположение города в отдалённом горном районе делало его неудобной резиденцией для правителей империи. Фактически главными центрами страны были Сузы, Вавилон и Экбатана. Возможно, именно поэтому греки не были знакомы с городом до тех пор, пока Александр Македонский не взял и не разграбил его.

Зачем был построен Персеполь?

Функция Персеполя остается довольно неясной. По-видимому, это был большой церемониальный комплекс, занятый только сезонно. До недавнего времени большинство археологов считали, что он был специально использован для празднования Навруза, персидского Нового года, проводимого в день весеннего равноденствия. Возможно, знать и послы приезжали туда, чтобы преподнести царю свои дары, как изображено на рельефах лестницы.

персеполис

Разрушение

Вскоре после вторжения в Персию в 334 году до нашей эры Александр Македонский направил основные силы своей армии в Персеполь – один из богатейших городов своего времени. После недолгой осады он безжалостно уничтожил защитников и позволил своим войскам разграбить Персеполь.

Считается, что в итоге Персеполь был подожжён. Неясно, было ли это бедствие случайностью или преднамеренным актом. Многие историки считают, что празднующие солдаты решили отомстить персам за сожжение Афинского Акрополя во время второго Персидского вторжения в Грецию.  Есть легенда о том, что сам царь приказал поджечь город, или это сделал кто-то из его ближайших соратников. Например, гетера Таис Афинская – эта версия описывается в одноимённом романе Ивана Антоновича Ефремова и обыгрывается в живописи. Так или иначе, в результате была утрачена богатейшая библиотека и множество произведений искусств.

Это событие явилась поворотным пунктом в истории Ирана, да и в истории мировой культуры. Походы Александра на восток открыли эпоху, которую обычно называют эпохой эллинизма. Вместе с фалангами Александра в Иран проникли художественные вкусы Эллады, её мастера и памятники её искусства.

Иранский писатель Бируни пишет: “[Александр] сжёг весь Персеполь в отместку персам, потому что, кажется, персидский царь Ксеркс сжег греческий город Афины около 150 лет назад. Люди говорят, что даже в настоящее время в некоторых местах видны следы пожара.”

Парадоксально, но сожжение книг помогло сохранению административных архивов Персеполя, которые в противном случае могли быть утрачены в результате природных и антропогенных событий. Согласно археологическим свидетельствам, частичное сожжение Персеполя вызвало окончательное разрушение верхней части северной крепостной стены, которая сохранила под обломками “таблички архива Персепольских укреплений” до их восстановления археологами.

Упадок

В 316 году до нашей эры Персеполь всё ещё был столицей Персии как провинции Великой Македонской империи.  “Нижний город” у подножия разграбленных дворцов продолжал жить, и руины Ахеменидов сохранились как свидетельство его древней славы. Но поселение, должно быть, постепенно приходило в упадок.

Около 200 года до нашей эры резиденцией местных правителей стал город Эстахр, расположенный в пяти километрах к северу от Персеполя. Отсюда были заложены основы второй великой Персидской империи. Но и его процветание не стало вечным. В X веке Эстахр стал уже был маленьким и незначительным городком, а через несколько столетий преемник Персеполя оказался совсем заброшен.