19.07.2023

Поль-Мари Верлен: творчество и краткая биография

Верлен

Поль-Мари Верлен – французский поэт, известный своим вкладом в “декадентское движение”, один из величайших представителей Серебряного века в международной и французской поэзии.

Содержание скрыть 1Ранний период 2Верлен и Рембо 3Поздний период 4Проза 5Импрессионизм и символизм

Ранний период

Верлен родился в семье капитана сапёрных войск. Детство поэта было счастливым: обожая своего единственного и долгожданного сына родители (особенно мать) во всём ему потакали и баловали. Начальное образование юноша получил в лицее Бонапарта (ныне Кондорсе), где и начал писать свои первые стихи. Закончив университет, он устроился на работу в страховое общество, а затем в ратушу. В 1863 он опубликовал свои первые произведения.

В 1866 уже восемь его стихотворений появились в сборнике “Современный Парнас”. В том же году Верлен издал собственный сборник “Сатурнические поэмы”, значительную часть которых составили стихи, написанные под  влиянием Шарля Бодлера, Теофиля Готье и парнасцев. В 1868 появилась брошюрка под названием “Подруги”: эти несколько стихотворений были посвящены теме однополой любви, и ничтожный тираж был немедленно конфискован полицией (позднее “Подружки” вошли в сборник “Параллельно”).

В 1869 вышла вторая книга Верлена “Галантные празднества”, главной темой которых стали мотивы искусства. В том же году поэт познакомился со своей будущей женой – Матильдой де Флервиль. В июне 1869 он начал работать над сборником “Добрая песня”, целиком посвящённом невесте. Книга, вышедшая в свет 12 июня 1870, за два месяца до венчания, стала свадебным подарком Матильде. Четвертый сборник “Романсы без слов” (1874) представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия по Бельгии и Англии.

Верлен и Рембо

Творчество Верлена 1872-1873 годов самым непосредственным образом связано с его драматическими отношениями с другим талантливым поэтом – Артуром Рембо. Роковая для обоих встреча состоялась в сентябре 1871 года, когда шестнадцатилетний Рембо приехал по приглашению Верлена в Париж. Общеизвестно, что за свою жизнь Верлен имел романы со многими мужчинами и женщинами, но теперь семейная жизнь Верлена дала трещину: даже рождение сына не смогло спасти этот брак.

7 июля по настоянию Рэмбо Верлен ушел из дома. Во времена Парижской Коммуны поэт вступил в конфликт с властями и был вынужден покинуть Францию. Оба друга отправились в Англию, где вели разгульную и беззаботную жизнь. Рембо дважды пытался порвать с Верленом, но возвращался, откликаясь на его отчаянные призывы.

Развязка этой странной связи наступила 10 июля 1873 в Брюсселе: когда Рембо вновь заговорил о своём желании вернуться в Париж, смертельно пьяный Верлен дважды выстрелил в него, легко ранив в руку. По приговору суда поэт был осужден на два года тюрьмы, где пережил духовный кризис и обратился к католической вере.

После освобождения Верлен в феврале 1875 приехал в Штутгарт для встречи с Рембо. Разговор закончился ссорой, и бывшие друзья расстались навсегда.

Поздний период

В 1881 Верлен издал сборник “Мудрость”, назвав его “книгой новообращённого”: основная часть стихов была написана в бельгийской тюрьме и во время пребывания в Англии в 1875-1879.

Сборник “Некогда и недавно” (1885) был издан, когда Верлен уже был знаменит, именно сюда вошло и прославленное “Поэтическое искусство”, написанное в апреле 1874 года.

В 1888 появился сборник “Любовь” — книга “католических” стихов Верлена. Более трети стихотворений этого сборника объединены в цикл, посвящённый памяти любимого ученика Верлена — Люсьена Летинуа. Через год вышла книга с характерным названием “Параллельно”, в которой Верлен, по его собственным словам, “как бы прикидывался сторонником дьявола”. Книгу “Счастье” (1891) обычно называют заключительной частью трилогии, куда входят также “Мудрость” и “Любовь”).

Книга “Песни к ней” (1891) посвящена танцовщице Эжене Кранц, что стала спутницей последних лет и дней Верлена. Книга “Тайные обеденные” (1892) — ещё один сборник католических стихов – была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена “Эпиграммы” вышел в 1894 году.

Проза

Прозаические произведения Верлена обычно разделяют на “прозу воображения” и автобиографическую. К первому относятся “Записки вдовца” (1886) и разнородные миниатюры, написанные в основном в 1883-1884. Автобиографию Верлена составляют  “Мои больницы” (1891), “Мои тюрьмы” (1893) и начатая незадолго до смерти “Исповедь”, которую поэт не успел завершить. В 1896 году его не стало.

Несмотря на недавнюю популярность, Верлен закончил свою жизнь в бедности и болезнях, страдая от алкоголизма и наркомании.

Импрессионизм и символизм

Верлену принадлежит более тысячи стихов. Он начинал как соратник парнасцев Леконта де Лиля и Теофиля Готье, но уже в “Романсах без слов” его стиль становится “импрессионистическим”: это мир смутных, трудноуловимых настроений, ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок – над однотонным цветом, светотень – над светом и тенью. Вместе с тем, поэзия Верлена насыщена меланхолией и безысходностью.

Подхватив идею Бодлера о разрыве между действительностью и мечтой, он довел её до логического конца: мечты является единственным прибежищем поэта. Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным: его стихи хороши не столько своим прямым прочтением, сколько навеянным и “подсказанным” настроением. Именно поэтому символисты считали Верлена одним из своих предшественников.

Композитор Клод Дебюсси положил на музыку многие стихи Верлена, в том числе знаменитую “Клер де Лун”.