Пушкин: кто он?

Александр Сергеевич Пушкин – вероятно, для большинства русскоговорящих людей это первое имя, которое ассоциируется со словом “поэт”. Именно с Пушкина начинается знакомство с серьёзной поэзией, и для многих он навсегда остаётся особенной фигурой в русской литературе. Но стоит взглянуть на историю литературы, чтобы понять: он и есть особенная фигура.
Блестящий гений Пушкина внёс бесценный, невероятный для одного человека вклад в развитие русской художественной литературы и самого языка. Изучая наследие русских авторов, легко заметить, что оно словно делится на две эпохи: до Пушкина и после. Благодаря своему необычайному таланту, великий поэт практически создал литературный язык заново, сделав его лёгким, понятным и красивым. Именно этими качествами – изящной простой и ясностью – он вдохновлял новое поколение писателей, назвавших себя его друзьями и последователями. На этом пути ему помогали такие замечательные писатели как Достоевский, Чехов, Гоголь, Некрасов и многие другие. «Пушкин – наш учитель», – говорил когда-то Л. Н. Толстой. Это высказывание наглядно показывает влияние Александра Сергеевича на поэтов и писателей его времени. За несколько десятилетий русская литература совершила гигантский скачок, оказавшись на равных с европейской, обретя множество поклонников в других странах.
Александр Сергеевич писал не только романтические произведения о любви и чести. Он не избегал самых острых тем современности: проблем крепостного права, самодержавия, бедности. Плоды его деятельности носили неповторимый, невиданный для его времени характер.
На самом деле, в 19-м веке произведения Пушкина читала не такая уж большая часть россиян. Надо помнить, что большая часть людей оставалась безграмотной, и ей литература была в принципе недоступна. Но парадокс в том, что даже среди этих людей Пушкин был известен и популярен. В статье Анненковой «Пушкин в простонародном сознании» рассказывается о самых разных легендах, которые слагал простой народ о великом поэте. В одних он представлялся мистическим отшельником, в других – святым, в третьих – непримиримым борцом против крепостного права. Ходили слухи, что именно Пушкин посоветовал царю отпустить крестьян, после чего был отправлен в темницу, где и умер.
Простой сельский труженик в своей массе мог не читать «Бориса Годунова» и не разбираться в тонкостях поэзии – но дух его творчества проникал даже в неграмотные слои русского народа.
«Пушкин — это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как средоточие важнейших национальных ценностей и смыслов», – говорит писатель, доктор филологических наук В.С. Непомнящий. На первый взгляд, такая характеристика может показаться чрезмерной. Но стоит помнить, что язык – это важнейший носитель, “генетический код” культуры, а Пушкин – величайший реформатор русского языка.
Отлично описал труды Пушкина поэт и критик Аполлон Григорьев: «Пушкин – наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, – образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически – нашего».