Развитие ребенка в 2 года

К двухлетнему возрасту ребенок делает большие успехи в развитии. Малыш становится более активным и любознательным. В этом возрасте важно установить с ребенком психологический контакт, балансируя на границе справедливых запретов и помощи в его становлении как личности.
Содержание скрыть 1Физическое развитие 2Гендерные различия 3Питание 4Распорядок дня 5Здоровье и гигиена 6Вопросы здоровья 7Психоэмоциональное развитие 8Речь 9Общение с другими детьми 10Игры и занятия 11Что умеет двухлетний малыш?
Физическое развитие
К двум годам ребенок уже достаточно физически развит, чтобы вести подвижный образ жизни. Выходя на прогулку, малыш активно бегает, прыгает через препятствия, исследует детские горки и качели. Теперь родителям нужно больше времени проводить на свежем воздухе, чтобы обеспечить потребности ребенка в движении. Но при этом важно следить, чтобы малыш не попадал в опасные ситуации. В таком возрасте многие угрозы ещё не осознаются.
Местом для прогулок может служить детская площадка возле дома, близлежащий парк, живописная аллея или просто центральная пешеходная улица, где есть за что зацепиться взгляду. Семья с двухлетним ребенком может весело и интересно провести время на море или возле пресноводного водоема. В таком возрасте малыши получают настоящее удовольствие от песчаных пляжей, тёплой воды и других даров природы.
Гендерные различия
Двухлетний малыш уже понимает, мальчик он или девочка, а также способен различать пол других детей и взрослых. Если ребенок затрудняется в определении пола незнакомых людей, родителям нужно в доступной форме объяснить крохе, что все делятся на мужчин и женщин, а также на примерах показать, что они отличаются друг от друга (например: по голосу, одежде, прическе и другим внешним признакам).
Питание
Если год назад малыш совмещал молоко с тщательно измельчённым прикормом и пюре, то теперь его рацион все больше напоминает взрослую пищу. Родителям нужно следить, чтобы питание ребенка состояло из качественной пищи, отдавая предпочтение свежим продуктам, натуральное происхождение которых не вызывает сомнений. Хотя до некоторых продуктов малыш ещё в принципе не дорос – например, грибов, шоколада, газировки и жирного мяса.
Каждый день двухлетний ребенок расходует большое количество энергии, поэтому для ее восполнения энергетическая ценность употребляемых малышом продуктов должна составлять не менее 1400 ккал. в сутки. Большинство детей в этом возрасте имеют хороший аппетит, поэтому кормить малыша нужно 4-5 раз в день.
Пищу малыша не обязательно измельчать в блендере, поэтому ребенку можно спокойно давать часть блюд, приготовленных для всей семьи. Малыша нужно научить пережевывать пищу, показывая это на собственном примере. Если у родителей возникают вопросы по поводу того, можно или нельзя ребенку есть тот или иной продукт, их можно задать участковому педиатру, который даст рекомендации касательно правильного питания сына или дочери.
Распорядок дня
Чтобы малыш не переутомлялся во время активных игр, ему нужен регулярный дневной сон для восстановления сил перед вечерней прогулкой. В возрасте двух лет малыши, как правило, днем спят не более трех часов. В идеале нужно приучить ребенка к чёткому распорядку дня, при котором приемы пищи, прогулки и игры на свежем воздухе, дневной и ночной сон начинались бы каждый день в одно и то же время.
К сожалению, это не всегда удается реализовать ввиду различных обстоятельств, включая особенности рабочего графика родителей или необходимость мамы уехать с ребенком по делам как раз в то время, когда малыш привык поспать или играть во дворе. Особую проблему для организации дня ребенка представляют выходные дни и отпуска, когда привычный режим дня родителей сбивается, влияя и на распорядок дня ребенка.
Дети, особенно в этом возрасте, могут плохо воспринимать изменения в режиме дня: могут стать причиной плохого настроения или даже вызвать у него состояние стресса.
Здоровье и гигиена
С этого возраста малыша нужно приучать самостоятельно следить за своей гигиеной. Если раньше вопросами его умывания и купания заведовали исключительно взрослые, то сейчас малыш уже постепенно приучается выполнять некоторые простые действия самостоятельно.
Ребенку нужно рассказать и показать, как нужно умываться, причесываться и чистить зубы. Нужно попытаться ввести эти действия в каждодневный утренний и вечерний ритуал, а также объяснить малышу, почему важно мыть руки перед едой. Все это нужно показывать крохе на собственном примере.
Вопросы здоровья
Чтобы у сына или дочки формировалась красивая и правильная осанка, для развивающих игр и занятий рисованием нужно подобрать удобный и качественный стол или детскую парту. Спина ребенка должна полностью опираться на спинку стула. Также необходимо обратить внимание и на освещение, чтобы на стол попадало достаточное количество света.
При достижении малышом двухлетнего возраста нужно обязательно посетить врача-педиатра, который проведет осмотр ребенка, выпишет направление на анализы и, возможно, порекомендует проконсультироваться с некоторыми узкими специалистами. В частности, в 2 года ребенку рекомендован профилактический осмотр стоматолога.
Психоэмоциональное развитие
Одной из главных особенностей психоэмоционального состояния двухлетнего ребенка является быстрая возбудимость. У разных детей она проявляется сильнее или слабее, в зависимости от темперамента и особенностей окружения. В большинстве случаев, в семье спокойных и уравновешенных родителей случаи детских истерик не превышают допустимых норм, но полное их отсутствие может также являться тревожным признаком.
Ребенок не должен становиться свидетелем конфликта между родителями или одним из родителей и другими взрослыми. Малыш почувствует нервозность и раздражительность матери или отца, что вызовет у него сильный эмоциональный всплеск, который ребенок в силу своего возраста просто еще не в состоянии контролировать.
В двухлетнем возрасте ребенок всё чаще проявляет свою индивидуальность, не соглашаясь с родителями по тому или иному поводу. Мышление и психологические особенности малыша устроены по-другому, нежели у взрослых, поэтому не стоит вступать с ним затяжной в конфликт, пытаясь показать свой авторитет. Учить кроху считаться с мнением папы или мамы лучше тогда, когда он спокоен.
Речь
В двухлетнем возрасте ребенок продолжает активно осваивать речь, переходя от отдельных слов к произношению связных фраз. Взрослые пока ещё не могут разобрать всех произносимых ребенком слов, что может стать причиной курьёзов и недопонимания. Нередко малыш пытается попросить о чем-то папу или маму, но может пройти немало времени, прежде чем родители смогут понять, что же именно хотел сказать их ребенок. Тем не менее, в этом возрасте малыш всё чаще обращается к родителям с помощью речи, а не крика.
Темпы развития речевых способностей у детей сугубо индивидуальны. Так, двухлетний ребенок в одной семье уже может произнести сложное предложение, в то время как в другой чадо только учится связывать первые фразы. От речи зависит и уровень развития ребенка в целом. Воспринимая речь родителей, ребенок познает информацию об окружающем его мире.
Изучая новые слова, малыши приобретают способность обобщать их. Так, малыш учится понимать, что его машинка и кукла старшей сестры – игрушки, как и пластмассовые формы для куличиков, которые он видит у другого ребенка в песочнице. Также двухлетний ребенок способен узнавать знакомое понятие на рисунке, даже если его изображение не вполне совпадает с тем, что он привык видеть. Так, малыш поймет, что домик на книжном рисунке принадлежит одному ряду с их домом, так как он видит окно, дверь и крышу, хоть форма дома и не совсем похожа на тот, в котором он живет.
Общение с другими детьми
После двух лет у ребенка резко возрастает интерес к другим детям его возраста. Если в поле зрение ребенка находятся его сверстники, малыш пытается наладить с ними контакт. Играя на детской площадке с другими детьми, он выделяет среди них тех, с кем ему наиболее комфортно. Ребенок постепенно социализируется, переходя от привязанности к матери к более широкому социальному кругу.
Родителям будет полезно посещать различные мероприятия, где мамы и папы проводят время со своими детьми и с другими семьями, общаясь и обмениваясь опытом. Нужно рассказывать ребенку, что в других семьях тоже есть маленькие дети, а также о том, как нужно себя вести при общении со сверстниками и взрослыми.
Игры и занятия
Несмотря на возросшую по сравнению с прошлым годом жизни подвижность, ребенок в два года, тем не менее, имеет больше способностей к занятиям, требующим долговременной концентрации. Вдоволь набегавшись днем на детской площадке, малыш может заинтересоваться несложным паззлом, конструктором или кукольным домиком. Для двухлетнего ребенка можно подобрать в детском магазине различные головоломки и развивающие игры, рассчитанные как раз на детей данного возраста. Если игра по-настоящему нравится малышу, он может долгое время не отвлекаться на другие дела.
В двухлетнем возрасте ребенок уже достаточно развит, чтобы самостоятельно рисовать, используя карандаш или фломастер. Он уже знает об опасности острых предметов и не станет пробовать фломастеры на зуб. Рисуя, малыш быстрее научится различать цвета по названиям, а также сможет создавать свои первые шедевры, которые непременно вызовут улыбку умиления у родителей.
Для развития мелкой моторики можно дать малышу паззл, мозаику или конструктор. Также можно использовать коробку с пуговицами или другими мелкими предметами. Чтобы ребенок случайно не проглотил мелкую деталь, занятия нужно проводить под присмотром взрослого.
В 2 года родители могут привлекать своего малыша к домашним работам. Сначала это можно делать в игровой форме, чтобы вызвать интерес у ребенка. Так, можно собирать с ним игрушки наперегонки, или соревноваться, кто первый вытрет пыль с его детского столика. Конечно, папа или мама сделали бы все гораздо быстрее сами, но такие совместные бытовые занятия формируют у малыша понимание того, что родителям можно и нужно помогать по дому. Тем более что маленькому ребенку интересно всё то, чем так заняты родители.
Что умеет двухлетний малыш?
За последние месяцы малыш многому научился. Его поступки становятся все более осмысленными, и он уже вполне может общаться со сверстниками и взрослыми. Ребенок в 2 года способен:
• повторять несложные действия, показанные взрослыми;
• знать и уметь произносить около сотни слов;
• рисовать незамысловатые каракули на бумаге;
• самостоятельно придумывать себе занятие;
• проявлять инициативу в играх со взрослыми, на ходу придумывая новые правила и сюжеты;
• внимательно слушать рассказы и сказки, читаемые ему вслух;
• играть со сверстниками, запоминать их имена и выделать среди них друзей.
Начиная с двухлетнего возраста малыш развивается настолько быстрыми темпами, что родители могут проявить все свои педагогические способности, чтобы заложить основы будущего воспитания. Родителям становится всё интереснее проводить время с ребёнком, ведь тот уже вполне способен фантазировать и получать удовольствие от сказок и историй. Так постепенно взрослые знакомят малыша с огромным и пока ещё неизведанным миром, частью которого он является.